Полевое трассирование выполняется на основе материалов полученных при камеральном трассировании. Плановое положение трассы определяется в процессе разбивки пикетажа, а высотное положение в результате, как правило, геометрического нивелирования.
При рекогносцировке уточняется положение трассы, устанавливают положение начальной и конечной точки трассы, находят начальный и конечный реперы, к которым будет осуществлена привязка трассы, закрепляют на местности точки вершин поворота трассы.
По трассе прокладывается теодолитный ход требуемой точности, с измерением углов поворота трассы полным приёмом. Углом поворота трассы считают угол отклонения от предыдущего направления. Для контроля точности измерения углов поворота определяют по буссоли прямые и обратные магнитные азимуты сторон трассы.
Контроль можно произвести по следующим формулам:
(1)
где, - азимут определяемого направления;
- азимут предыдущего направления;
- значение угла правого поворота;
- значение угла левого поворота.
На профиль трассы выписывают азимуты или определённые по их значениям румбы.
В процессе измерения длин линий необходимо вводить поправки при углах наклона более 2°. Поправка за наклон вводится со знаком плюс. Относительная ошибка линейных измерений не должна превышать 1/1500 - 1/2000.
После рекогносцировки разбивают пикетаж. Пикетом называют отрезок местности длиной 100 метров. Пикеты закрепляются деревянными колышками, забиваемыми почти вровень с землёй. Рядом вбивается другой колышек – «сторожёк», со стороны пикета подписывается его номер. Пикет со сторожком окапывается канавкой. Начало трассы обозначают нулевым пикетом (ПК0), а далее по порядку.
Для более детального отражения рельефа местности, между пикетами фиксируют точки перегиба рельефа, забивая на них колышки. Точки перегиба называют плюсовыми. Они обозначаются присоединением к номеру ближайшего предыдущего пикета величины расстояния от него, например: ПК3+27.00. Кроме того, данная запись указывает, что от начала трассы до плюсовой точки (вершина угла поворота, точка перегиба местности, положение элемента кривой, пересечение с дорогой или водной преградой) расстояние составляет 327.00 метра. Плюсовые точки также окапываются.
Одновременно с разбивкой пикетажа ведётся пикетажный журнал (рисунок 1). Посредине страницы, сплошной линией,
Рисунок 1 - Чертёж в пикетажном журнале
снизу вверх проводится ось трассы. Внизу намечают точку начала трассы и обозначают ПК0. Далее на ней обозначают пикеты, плюсовые точки, вершины углов поворота, ситуацию. Углы поворота отмечают точкой, а их направление поворота стрелкой. Как правило, на странице размещается два – три пикета, приводят значения магнитных азимутов линии, основных элементов круговой кривой трассы (φ, R, Т, К, Д, Б), а также расчёт пикетажных положений начала кривой (НК) и конца кривой (КК) с контролем.
В пикетажном журнале отображается ситуация вдоль трассы вправо и влево от неё на расстоянии до 20 метров.