Прямые участки дороги в углах поворота сопрягаются плавными круговыми кривыми, а при необходимости более плавных сопряжений между ними используют переходные кривые. В программу данной практики не входит построение переходных кривых.
Круговая кривая это окружность радиуса R. В круговой кривой различают следующие элементы:
а) угол поворота φ – величина отклонения трассы от предыдущего направления;
б) радиус кривой R – выбирают из нормативов согласно техническим условиям;
в) тангенс Т – расстояние о вершины угла поворота (ВУП) до начала кривой или до конца кривой. Его величина определяется по формуле:
(2)
г) кривая К – длина дуги от начала до конца кривой. Её величина определяется по формуле:
(3)
где,
д) биссектриса Б – расстояние от ВУП до середины кривой (СК). Величина биссектрисы может быть определена по формуле:
(4)
е) домер Д – это разность в длине суммы двух тангенсов и кривой:
(5)
Элементы кривой определяются непосредственно в поле, после измерения угла поворота. Их значения можно определить как при помощи калькулятора, так и по специальным таблицам для разбивки круговых и переходных кривых согласно φ и R (Приложение А). Полученные значения записывают в пикетажный журнал, слева, у соответствующего угла поворота.