Экзаменационный билет № 5

1. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм).

В своем развитии психология прошла несколько этапов.

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. и продолжался вплоть до XIX века. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода.

В начале XX в. возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение человека, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Термин бихевиоризм означает «поведение».

Его «отцом» принято считать Дж. Уотсона, в статье «Психология, каковой ее видит бихевиорист» которого излагался манифест новой школы. В нем требовалось «выбросить за борта как пережиток алхимии и астрологии все понятия субъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемых реакций живых существ на раздражители».

Требуя устранить сознание, бихевиористы изменили представление о качествах, психических свойствах организма.

Бихевиоризм изменил общий строй психологического познания, его предмет охватывал отныне построение и изменение реальных телесных действий в ответ на широкий спектр внешних вызовов.

Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данные экспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей. Основа же всего – законы научения. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением. Вместе с тем он ввел в научный аппарат психологии категорию действия в качестве не только внутренней, духовной, но и внешней, телесной реальности.

Отдельные принципы бихевиоризма были пересмотрены в 1930-1940-е гг., во времена рождения нового направления современной психологии – необихевиоризма, самым известными представителями которого являлись К.Л. Халл (1884-1952), Б.Ф. Скиннер (1904-1990) и Э.Ч. Толмен (1886-1959). Новое течение сосредоточило свое внимание на изучении поведения с учетом познавательных и мотивационных процессов, опосредующих связь между реакцией и стимулом.

Термин психоанализ был введен З. Фрейдом (1856-1939). Первый импульс к изучению глубинных слоев психической активности личности придало применение гипноза. Анализом скрытых от сознания психических сил занялись Фрейд и его последователи.

Главным среди процессов, скрытых за осознанными явлениями в самонаблюдении была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических.

Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности. Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии.

Наиболее самостоятельными последователями, создавшими собственные направления, были К. Юнг (1875-1961) и А. Адлер (1870-1937).

Нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном» о разделении человеческих типов на экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях).

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Направление Гештальтизм (в пер. «динамическая формула») – рассматривало любую функционирующую систему как, приобретающую свойства, не присущие ее компонентам (так называемые системные свойства, исчезающие при разложении системы на элементы).

С позиций нового учения, именуемого эмерджентным материализмом, сознание рассматривается как эмерджентное свойство мозговых процессов, находящееся в сложной взаимосвязи с этими процессами.

Идея о действии общая закономерности при связи мозговых систем, объединила группу молодых ученых: М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келер (1887-1967) и К. Коф-фка (1886-1941). В опытах над животными гештальтисты показали, что, игнорируя психические образы – гештальты, нельзя объяснить их двигательное поведение.

В противовес бихевиаризму в опытах над человекообразными обезьянами выявилось, что они способны найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а мгновенно уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо инсайтом. Оно возникает благодаря построению нового гештальта, который не является результатом научения. Сознание человека было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Гуманистическая психология возникла в середине XX в. В центр исследовательских интересов перемещались проблемы переживания человеком своего конкретного опыта, не сводимого к общим рассудочным схемам и представлениям. Речь шла о восстановлении аутентичности личности, восстановлении соответствия ее экзистенции истинной природе личности.

К гуманистической психологии принято относить концепции А. Маслоу и В. Франкла. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию мотивации. Он писал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу.

Не от сексуальных травм, а от подавления этой витальной потребности возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно, и превращение ущербной личности в полноценную должно рассматриваться с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен «выйти за пределы самого себя» в поисках смысла. При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям.

Когнитивная психология изучала зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных вопросов и структур, сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем.

2. Психология общения: понятие, средства, виды. Общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

Общение – это процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляется обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

В качестве основных компонентов общения можно выделить:

1) передатчик, отправитель;

2) получатель, приемник, адресат;

3) канал связи;

4) шум, сигнал;

5) код, декодер.

В структуре общения выделяются следующие элементы:

˗ коммуникативно-информационный, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

˗ познавательный, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

˗ интерактивный (контактный), связанный с процессом воздействия, поведения.

Рассмотренные выше стороны общения проявляются в малых группах, поэтому необходимо дополнительное исследование средств и механизмов воздействия людей друг на друга в условиях совместных массовых действий, при изучении больших групп и социальных движений.

Общение – это полифункциональный процесс. Исследователи, выделяя разнообразные критерии, представляют различную классификацию функций общения:

1) эмоциональная, информационная, социализирующая, связующая самопознания (А.В. Мудрик); 2) установления общения, инструментальная, осознания, самоопределения (А.Б. Добрович); 3) сплочения, инструментальная, трансляционная, самовыражения (А.А. Брудный); 4) контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, эмотивная, установления отношений, оказания влияния (Л.А. Карпенко).

Однако наиболее актуально рассматривать общение в системе отношений, что позволяет выделить три группы функций:

˗ психологические, определяющие развитие человека как индивида и личности;

˗ социальные, обуславливающие развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы;

˗ инструментальные, определяющие связи между человеком и миром в широком смысле этого слова, между различными социальными группами.

В целом выделение тех или иных функций общения определяется социально-психологическими проблемами, стоящими перед исследователем. Основная идея – личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Развитие личности рассматривается через усвоение знаковых систем. Это то, что отличает человека от животного мира.

Коммуникация представляет собой обмен символами, в процессе которого вырабатываются единые значения и смыслы. Главнейшей знаковой системой является язык.

Символическая коммуникация – это начало человеческой психики. В рамках направления изучались проблемы референтных групп Г. Хаймена, Р. Мертона, структура и динамика развития личности, ролевые теории Т. Сарбина, микропроцессы социального взаимодействия, среда социальной деятельности.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

3. Приведите условия предотвращения паники.

Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.

Факторы, способствующие развитию паники:

˗ атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;

˗ опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;

˗ кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;

˗ необходимости действовать без осознанного плана;

˗ наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;

˗ большое количество людей, подверженных панике;

˗ некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).

К факторам, препятствующим панике, психологи относят: социально-демографические особенности (высокий уровень образованности; имущественный статус; взрослый возраст; психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость).

Обозначим условия предотвращения паники:

˗ на первом этапе – громкое и властное убеждение;

˗ на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;

˗ на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: