Экзаменационный билет № 1

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

Психология – наука, изучающая структуру сознания человека, психологию его познавательной деятельности, процессы формирования и развития личности, закономерности общения и взаимодействия людей.

Психология изучает мир субъективных (душевных) состояний и явлений, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Психическое (бессознательное и сознательное) отражение деятельности обусловлено работой мозга.

Сущность сознания человека, законы его действия и та роль, которую оно выполняет в различных аспектах жизни людей, составляют предмет изучения психологии.

Предметом изучения психологии являются закономерности, механизмы возникновения, работы и развития психических процессов в организме человека как отражения на изменения объективной действительности. Изучение рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в частности также составляет сферу интересов общей психологии.

Ее важнейшей задачей является раскрытие психологических функций с точки зрения формирования человека как личности.

Психология ставит и другие задачи:

· Изучение истории психологии, проблем методологии, теории и методов исследования;

· Анализирование принципов возникновения, развития и существования психических процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями и деятельностью человека;

· Изучение познания и практики различных сфер жизнедеятельности каждого отдельного человека и общества в целом;

· Исследование общих закономерностей ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, психологической саморегуляции;

· Изучение законов протекания индивидуального и группового поведения; природы характера, темперамента и потребностей.

Общая психология – специальный термин, используемый для характеристики наиболее общих закономерностей, методов изучения, теоретических принципов, основных научных понятий.

Психология широко использует в своих исследованиях метод познания, что придает ей черты гуманитарной дисциплины. Наблюдение, измерение, эксперимент характеризуют ее как естественную науку. Синтез этих черт придает психологии специфичность и уникальность.

Ключевые категории психологии составляют: психические процессы, состояния, свойства или особенности личности.

Психический процесс – динамическая система различных форм психических явлений, проявляющаяся в виде реакции, которая имеет начало, развитие и конец. Психическая деятельность человека вызвана постоянной сменой психических процессов. Другими словами, конец одного психического процесса является началом другого.

К данной категории психических явлений относятся познавательные (когнитивные) процессы – ощущения и восприятия, представление и память, мышление и воображение.

Мотивационные процессы психической регуляции определяют напряженность, быстроту и направленность поведения.

Эмоциональные процессы определяют отношение индивида к воздействиям, исходящим, как от окружающей действительности, так и внутренней среды человека, проявляющееся в форме активных или пассивных переживаний.

Психическое состояние характеризуют уровень психической деятельности человека в определенное время. К психическим состояниям относят и проявление чувств (настроение, аффекты), внимание (сосредоточенность, рассеянность), воля (уверенность, неуверенность), мышление (колебание), творческое состояние (вдохновение) человека.

Психические свойства являются устойчивыми индивидуально-психологическими особенностями человека. К ним относятся: качества ума, мышления, волевые навыки, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях, а также устоявшееся и вновь возникающее желание действовать привычным образом, свойства чувств. Психические свойства довольно постоянны, но могут изменяться, испытывая влияние биологических, возрастных, социальных изменений, смены условий жизни. Многообразие и многомерность сочетаний психических свойств позволяют выделить такие образующиеся сложные системы личности, как жизненную позицию личности, темперамент, способности и характер.

Под принципами психологии понимаются основополагающие положения, на которые опираются выбор определенных технологий, методов, способов исследования. К ним относят:

· Принцип психофизического единства – человек познает психологию, анализируя его деятельность в социально-историческом аспекте, определяя зависимость образа мыслей человека от образа жизни, а формирование сознания – от общественной практики;

· Принцип детерминизма – все психологические явления имеют причину, определяются социальными условиями жизни, особенностями воспитания и деятельности человека;

· Принцип развития психики предполагает, что поведение человека может быть понятным до конца, если его изучать в движении и развитии;

· Принцип ведущей роли в развитии психики. Будучи субъективным отражением объективного мира, психика человека развивается в процессе активного взаимодействия человека с другими людьми, различных видах деятельности;

· Принцип объективности в изучении психики - важнейший аспект любой науки, предполагающий исследование явлений такими, какими они есть в действительности. Переживания, мысли и желания человека можно объективно оценивать по его поступкам, содержанию и характеру речи, продуктам деятельности.

· Принцип конкретности исследования психики предполагает учитывать жизнь и развитие человека в зависимости от конкретных условий (семья, школа, производство и т.д.), где устанавливаются совершенно определённые взаимоотношения с людьми, влияя на поведение и психическое развитие человека.

2. Комплексный психологический портрет личности. Цели и принципы построения. Уровни и компоненты психологического портрета личности.

Психологический портрет личности – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах.

Психологический портрет личности закладывается с рождения. Основой его является темперамент, выработанный на основе психических процессов. Важная составляющая психологического портрета – характер, формирующийся под влиянием разнообразных факторов.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности.

На основе оценки свойств личности можно составить психологический портрет, включающий следующие компоненты: темперамент; характер; способности; направленность; интеллектуальность; эмоциональность; волевые качества; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, темперамент).

Существуют два основных подхода к созданию психологического портрета личности:

Описательный (идеографический, клинический);

Естественно – научный (объяснительный, объективный, статистический).

Естественно – научный (статистический) подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Он реализуется посредством применения высокоформализованных методов и средств психодиагностики (тесты, анкеты, психофизиологические аппаратурные методики, контент – анализ и другие).

Получить более объективный портрет личности позволяет также сочетание ипсативного и нормативного оценивания.

Ипсативное оценивание ( от лат. Ipse - сам) – подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающихся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных.

Ипсативное оценивание является альтернативной формой оценивания по отношению к нормальному оцениванию, при котором индивидуальный показатель сопоставляется со статистическими значениями нормативной выборки.

3. Дайте научное объяснение: почему в программу обучения дошкольников обязательно включают лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора.

Лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора относят к изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для всестороннего развития детей.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти.

Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки, конструктор), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей.

Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. У детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и другие. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.


Экзаменационный билет № 2

1. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии.

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.

Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями.

Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками.

Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности.

Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии.

Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации. Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука.

Методы статистики составляют основу системного подхода к сбору данных.

Система (в пер. от греч «целое, составленное из частей»). Термин системный подход обозначает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Кузьмина, Б.Ф. Ломова.

Системные описания являются средством решения многих теоретических и прикладных задач. В науке они выполняют объяснительную и показательную функции, функцию интеграции. В прикладных областях (инженерной, педагогической психологии) системные описания представляют трансляционную, функцию оптимизации предоставления информации пользователю.

Системные методы позволяют представить учебную информацию в удобном для восприятия и запоминания виде и перейти от индуктивного метода к индуктивно-дедуктивному. Например, при выделении уровней описания человека: биологическом, физиологическом, психологическом, социальном.

2. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики.

Этика – система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Существуют различные обязательства в отношении различных областей психологических исследований.

К основным этическим проблемам, с которыми может столкнуться психолог, относятся:

˗ Проблема недобросовестности психологического эксперимента;

˗ Участие психологов в общественных манипуляциях, сомнительных социалогических исследования, PR акциях;

˗ Проблема вторжения в личную жизнь. Если в ходе исследования испытуемый добровольно раскрывает тайны своей личной жизни, то такие откровения должны носить строго анонимный характер.

К основным этическим принципам в работе психолога относятся:

1. Компетентность.

2. Честность.

3. Профессиональная и научная ответственность.

4. Уважение к правам и достоинствам людей.

5. Забота о благополучности других людей.

6. Социальная ответственность.

Психологи-исследователи обязаны: 1. обращаться с испытуемыми с уважением, не ущемляя их прав; 2. заботиться о благополучии участвующих в эксперименте; 3. быть честным при сборе и обработке данных; 4. не разглашать результатов диагностики без персонального согласия клиента; 5. психологические выводы должны быть объективными и научно обоснованными

В 1953 г. в Американской психологической ассоциации (АПА) был опубликован кодекс поведения и этических принципов психологов. Он состоит из 6 основных принципов, из 102 стандартов, разделенных на 8 основных категорий. Последняя доработка была проведена 1992 году.

Выполнение кодекса этики обеспечивается действиями комитета АПА по этике, занимающегося расследованиями жалоб на членов ассоциации и вынесения по ним решений.

Основные отечественные правовые документы, определяющие работу психолога, «Всеобщая декларация прав человека»; «Конвенция о правах ребёнка»; «Закон об образовании РФ» и др.

3. Дайте научное объяснение, почему по 4-6 нотам человек может угадать мелодию.

Если проследить эволюцию понимания сущности и структуры слуха в психолого-педагогической литературе, то можно отметить, что она шла по линии выделения и изучения его отдельных сторон.

Способность к запоминанию мелодии или ее частей связано с особенностью памяти человека, в частности со способностью предслышать, преугадывать и восстанавливать мысленно знакомые музыкальные фрагменты в сознании.

К настоящему времени учеными выделены следующие разновидности музыкального слуха: звуковысотный, интервальный, мелодический, гармонический, полифонический, ладовый, ритмический, тембровый, динамический, фактурный, структурный (архитектонический) и некоторые другие.

Психологи, такие как В.Б. Брайнин в своих исследованиях выделяет два вида музыкального слуха: «регистрирующий» и «прогнозирующий».

Регистрирующий слух дает возможность определения музыкально-звукового материала и его распознавание.

Прогнозирующий слух – которым обладает только человек – позволяет распознать музыкально-звуковой материал и предположить наиболее вероятное продолжение.

Так, под прогнозирующий слухом педагоги понимают способность предслышания уже известного. В.Б. Брайнин делает акцент на предслышании неизвестного, на выработке такого типа восприятия, которое ориентировано на постоянную коррекцию внутреннего целостного представления в зависимости от реального звучания.

Прогнозирующее восприятие строится по следующей схеме: освоение наиболее вероятных элементов музыкальной речи, превращение этих элементов в стереотипы внутреннего слуха, разрушение возникшей слуховой инерции посредством освоения менее вероятных связей между элементами, превращение новых слуховых представлений в новые стереотипы более высокого порядка, разрушение вновь возникшей слуховой инерции и так далее

Б.М. Теплов выделяет три основных компонента мелодического слуха: узнавание, воспроизведение мелодии, чувствительность к точности интонации. Эти характеристики по сути свидетельствуют об уровне развития ладового чувства (непосредственно связанного со звуковысотностью), а также о слухомоторной координации.

М.С. Старчеус говорит о том, что развитие мелодического слуха происходит отчасти самопроизвольно, отчасти под воздействием музыкального обучения и воспитания.

Способностью восстанавливать в памяти знакомый музыкальный материал обладают все в разной степени. Как и в целом музыкальный слух, развитие музыкальной памяти требует тренировки и грамотного целенаправленного подхода.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: