Добро и зло

Очень многие мыслители во все времена придавали большое значение раскрытию понятия добра. В. С. Соловьёв отмечал, что необходимо иметь представление о понятии добра, и это поможет обрести силы «для исполнения добра». Ложное понимание добра может привести к неправедным действиям, к ужасным поступкам. Возможность таких действий содержится и в любой профессиональной деятельности. Более того, идея добра, по меткому замечанию Л. А. Попова, упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Во всех формах деятельности всегда содержится основание для вопроса: добро ли то, что я делаю? Проявления добра настолько многогранны в реальной человеческой жизни, что, опираясь только на этот опыт, невозможно дать всеобъемлющее определение добра.

Мир разделён в моральном сознании на добрый и злой. Добро и зло – это фундаментальные характеристики морального сознания. Добро и зло – это понятия высокой степени абстрактности. Добро и зло являются диаметрально противоположными понятиями, выражающими важнейшие установки морального сознания. Поэтому в первом приближении очень трудно определить эти понятия. То есть добро – это добро, мы стремимся к нему, а зло – это зло, и мы его не хотим. Если определять добро как отсутствие зла и наоборот, то при таком определении также нельзя продвинуться далеко.

Поэтому обоснование добра и его определение является важнейшей проблемой на всём протяжении развития теоретической этической мысли. В истории этики были попытки определить добро с различных позиций. Исторический процесс формирования этого понятия был и процессом становления и развития самой морали.

Хотя, как уже отмечалось, во все исторические эпохи существовали скептические утверждения о невозможности дать определение понятию «добро», параллельно с ними возникали различные подходы в трактовке этого понятия. Гедонистические и эвдемонистические учения понятия добра связывали его с наслаждением и счастьем. Добро в этих учениях – это получение различных удовольствий и достижение счастья (Эпикур, Аристотель). В воззрениях утилитаризма добром является то, что приводит к счастью большое количество людей, и поэтому может быть действительно полезным (Бентам, Милль).

Религиозные мыслители утверждают, что Бог является воплощением добра. Отсюда только те действия являются добрыми, которые соответствуют воле Бога. В религиозных учениях добро рассматривается в онтологическом смысле: Бог есть Благо. Люди не должны измысливать свои представления о добре, а считать добро как «объективно существующее», и тогда они обязательно придут к Богу. Бог есть добро.

Существуют также иные определения добра:

– добро – это всё то, что способствует сохранению и развитию жизни. Зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует её развитию (А. Швейцер);

– добро – то, что стремится к идеалу. Зло – то, что отдаляется от идеала;

– добро – важное и значимое для жизни человека и общества;

– добро – то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Несмотря на различие этих подходов, добро, с точки зрения различных мыслителей, выражает установку, нацеленность человеческого поведения на идеал, на реализацию гуманистических ценностей. Зло – то, что отдаляется от идеала.

Понятие добра соотносимо с понятиями доброты и добродетели. Добрым называют отзывчивого человека, который делает добро другим людям. Доброта свойственна целостной, неэгоистичной личности и находит выражение не только в мыслях, но и практической жизни.

Понятие «добродетель» выражает положительные нравственные качества, нравственное совершенство. В различные исторические эпохи, в разных культурах культивировались различные добродетели (долг, гордость, смирение, мужество, счастье и т. д.). Добродетель одной системы могла быть пороком в другой. Основными христианскими добродетелями являются:

– смирение (подчинение воле Божьей, принятие бед и испытаний, того места в мире, которое дано Богом);

– вера в Бога;

– надежда на милосердие Божье;

– любовь к Богу и ко всем людям, для которой характерны бескорыстие, милосердие и равное отношение ко всем людям.

Нельзя отождествлять понятия добра и пользы. Согласно этике утилитаристов и прагматистов, добро есть всё то, что полезно и, следовательно, служит удовлетворению человеческой потребности. Сведение добра к пользе отдельного человека может размыть критерии между добром и злом. Богатство и власть могут для отдельного человека быть полезны, но можно ли считать их добром?

Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем «для кого?» и «для чего?». В реальной жизни для конкретного человека они могут и совпадать. Однако эгоистические интересы не могут являться моральным добром. Зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это уничтожение, подавление, унижение.

Зло, существующее в мире, можно разделить на три вида:

Физическое, природное зло (землетрясения, наводнения, вулканы, болезни, эпидемии и т. д.). В современном мире многие проявления природного зла связаны с деятельностью человека. Это находит проявление, прежде всего, в сфере решения экологических проблем.

Другой вид зла – это зло в социальных процессах. Будучи нравственным человеком, можно оказаться в эпицентре социального зла, когда человек втягивается в противостояние интересов.

Третий вид зла – собственно нравственное зло. Нравственным злом называют то зло, которое совершается по осознанному решению самого человека. Современные исследователи выделяют два вида морального зла: враждебность и распущенность.

Враждебность – это насилие, ненависть, гнев, стремление к подавлению других, сознательное стремление нанести другим вред, страдание.

В ХХ в. многие философы и психологи исследовали проблему истоков зла. Фрейд считал, что наряду с инстинктом жизни (Эрос) в человеке также существует инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт смерти заставляет человека стремиться к разрушению. Если эта энергия не направлена на других, то она разрушает самого человека.

В теории «фрустрации-агрессии» утверждается, что поведение человека обусловливается также блокированием, невозможностью осуществления какой-либо цели. Помеха, ставшая на пути удовлетворения потребности, осуществления цели, приводит не только к состоянию подавленности, но и к различным формам агрессии.

Э. Фромм считает, что «злокачественная агрессия» – это страсть к разрушению, явившаяся следствием неправильно проживаемой жизни, когда не реализуются сущностные силы человека. Человек, который не понимает, как продуктивно жить, как выйти из скуки, как научиться получать удовольствие от жизни, становится носителем «злокачественной агрессии».

Распущенность – это общее название человеческих пороков: трусости, лени, неумения управлять своими желаниями и страстями. Распущенные люди не гнушаются никаких аморальных поступков.

По вопросу о происхождении зла существуют различные теории. Т. Гоббс и И. Кант считали, что человек является эгоистичным и злым по своей природе, так как ему приходится конкурировать с другими людьми. Для Ф. Ницше жестокость, агрессивность, безжалостность – нормальное проявление «воли к власти», следовать христианскому милосердию – значит идти по пути вырождения. По Марксу, преодоление морального и социального зла возможно лишь с преодолением частной собственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: