« …добродетели не следует смешивать с предрасположенностью к правильным поступкам или ответам. Называя кого-нибудь непорочным, справедливым или великодушным, мы не имеем в виду только его способность нравственно поступать. В этом случае нравственная ценность добродетелей была бы чистой потенцией. Напротив, мы имеем в виду качество характера, полностью актуализированное в человеке и проявляющееся в выражении его лица, в его поведении и т. д. Потенция же – способность человека действовать – не имеет качественного характера и не проявляется в его поведении.
Кроме того, добродетель следует отличать и от простого умения, например, играть на фортепиано, которое также представляет собой нечто потенциальное. Оно проявляется в момент своей реализации, в данном случае – во время игры на фортепиано. С нравственными добродетелями дело обстоит иначе. Они являются полноценными независимыми реальностями, а не обретают свой смысл только в отдельных поступках и ответах.
Причина этого станет яснее, если мы примем во внимание, что основой любой добродетели является надактуальный ценностный ответ «…» В то время как существование одних состояний и установок ограничено их актуальным, сознательным переживанием, другие продолжают существовать в глубине нашей души, даже когда мы заняты чем-то иным. Любовь не прекращает существовать, когда какое-нибудь дело отвлекает наше внимание и мешает нам думать о любимом человеке».
|
|
(Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. С. 438–440.)
Контрольные вопросы
1. Могут ли добродетели существовать потенциально, считает автор?
2. Чем добродетели отличаются от умений?
3. Какое определение добродетели следует из изложенной позиции? Сравните с определением добродетели, представленном в энциклопедическом словаре по этике.
Вариант 6
Этика Аристотеля.