Понятие фикции

Фикция подобно презумпции призвана способствовать единообразному правовому регулированию и представляет собой специфический правовой прием, заключающийся в предположении определенного факта вразрез существующей действительности. Смысл приёма состоит в том, что известный несуществующий факт признаётся как существующий, либо наоборот. Другими словами правовая фикция — это нечто несуществующее, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как реальное и существующее. Например, признание гражданина безвестно отсутствующим есть правовая фикция, которая необходима для регулирования сложных и нестандартных правоотношений. Согласно ст. 42 ГК РФ

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания

Смысл данного правового ухищрения заключается в том, что на имущество гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим, налагается определенный правовой режим использования этого имущества (что порой крайне необходимо).

Так согласно ст. 43 ГК РФ

Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Другой пример. Существование такого субъекта права как юридическое лицо, что это как не правовая фикция. Оно (юридическое лицо), хотя и не существует физически подобно людям, но вместе с тем от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, и способно быть истцом или ответчиком в суде. То есть формально юридическое лицо поставлено на один уровень с лицом физическим. Существование юридических лиц, как субъектов права, в современных реалиях, также необходимо, как лица физические. И это факт.

Необходимо отметить, правовые фикции сегодня не так распространены как ранее, но все-таки периодически встречаются в повседневной действительности. Иногда избежать применение фикций просто невозможно, по крайней мере на текущий момент развития общества в целом и юридической техники в частности. Например, как иначе как не через фикции можно юридически оформить такие жизненные обстоятельства как:

·Усыновление или удочерение

·Объявление гражданина умершим (гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев)

·Снятие судимости (аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, т.е. как будто бы ее не было).)

Все это правовые фикции, применение которых, как и применение правовых презумпций, необходимо для единообразного регулирования правовых отношений.

6 билет.

1.Понятие законодательной техники,характеристика

Именно с законодательной техники начались исследования проблемы юридической техники, что не случайно. Издержки, возникающие в результате недостаточно продуманных и плохо сформулированных нормативных актов, бывают настолько велики, что не идут ни в какое сравнение с вредом, причиненным нарушением правил юридической техники при принятии индивидуальных актов.
Первооткрывателями в исследовании этой проблематики были западноевропейские ученые. Целенаправленное формирование законодательства характерно для европейской правовой традиции. В Великобритани и США применяются прежде всего прецеденты, а не законы. По этой причине законодательная техника в названных странах не привлекала внимания ученых.
Основателем учения о законодательной технике является Р. Иеринг. В своей книге он сформулировал множество правил относительно того, как писать законы. Эти правила он подразделил на следующие две части:
1) правила количественного упрощения законов;
2) правила качественного упрощения законов.
Французский ученый Ф. Жени выделяет две стадии законотворчества:
1) поиск решения правового регулирования по существу;
2) техническое построение законов.
Последняя стадия, по его мнению, и относится к законодательной технике.
С этим категорически не согласен С. Дабэн. Содержание законодательной техники он делит на следующие две части:
1) материальная законодательная техника (используемая для подготовки законодательных решений по существу);
2) формальная законодательная техника (обеспечивающая практическое воплощение решения в законах)2.
Другой ученый, А. С. Анджелеску, обратил внимание на то, что в законотворчестве большое значение имеет процедура принятия законов. По его мнению, есть особые правила, которые надо неукоснительно соблюдать, если есть желание получить качественный продукт. В соответствии с этим он выделил3:
— внешнюю законодательную технику (законодательную процедуру);
— внутреннюю законодательную технику (приемы собственно законодательной техники).
Предложения Анджелеску, без сомнения, продвинули науку законодательной техники на шаг вперед.
Р. Лукач предлагает законодательную технику разделить:
— на общую (относящуюся ко всем правовым семьям);
— специальную (относящуюся к типам и отраслям права).
Однако это предложение слишком смелое. Дело в том, что относительная общность пока может быть установлена между континентальной семьей права и англосаксонской. Мусульманское и обычное право содержат слишком мало общих черт с вышеназванными семьями права. Поэтому задача по созданию общей законодательной техники, которая относилась бы ко всем правовым семьям, на сегодняшний день невыполнима.
Л. М. Нашиц использует несколько иные термины:
— «законодательная техника в широком смысле» (наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника);
— «законодательная техника в узком смысле» (технические средства и приемы построения правовых норм).
Одним из первых исследователей законодательной техники в нашей стране следует считать Д. А. Керимова. Начав изучать данную проблематику еще в 1950-хгг., автор свои взгляды практически не изменил до сих пор. Его понимание законодательной техники отличается широтой: к ней он относит правила конструирования и систематизации законов. Однако систематизация нормативных актов,которых стало неизмеримо больше, претендует на выделение в особый вид юридической деятельности, выполняемой по своим достаточно разветвленным правилам. В частности, появился новый её вид — консолидация нормативных актов, который еще требует специальной научной проработки и накопления практического опыта проведения.
Ю. А. Тихомиров определяет законодательную технику как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона3. Автор делит законодательную технику на две следующие части:
1) содержательная (связана с достижением адекватности нормативных актов и реальных общественных отношений);
2) формально-юридическая (связана с приданием реальным общественным отношениям оптимальной правовой формы).
Каждая из названных частей законодательной техники имеет, в свою очередь, наполнение. Правила выполнения других видов юридической работы Ю. А. Тихомиров к законодательной технике не примешивает.
Анализ мнений ученых показывает, что научные взгляды по вопросу о понятии законодательной техники эволюционировали в следующем направлении. Теперь не только отводят юристам техническую роль по формированию нормативных актов, но и требуют от них выполнения куда более интеллектуальных функций: определения содержания законов. Пришло понимание того, что достичь адекватности отражения общественной жизни в нормативных актах — задача куда более сложная. Как это сделать? Нужно наряду с общими правилами юридической техники вырабатывать и применять особые правила законодательной техники. Поскольку общие правила создания правовых документов были рассмотрены ранее (см. гл. 4), сосредоточим свое внимание на специфических правилах создания нормативных актов.
2.Понятие и проблемы предмета и объекта тгп

Теория государства и права – общественно-политическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, а также специфические закономерности возникновения, становления и развития государства и права различных типов, функционирующих в рамках отдельно взятых общественно-экономических формаций и цивилизаций.

Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками, как юридическими, так и неюридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т. п.

В целом предметом теории государства и права выступа­ют: во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, во-вторых, система основных поня­тий юриспруденции. Предмет теории государства и права не является застывшим – с течением времени он изменяется, что обусловлено развитием самого общества:

1. Предмет теории государства и права представляет собой систему закономерностей, включающую в себя: закономерности становления, функционирования и развития государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества; социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые детерминируют развитие и функционирование государства и права, и без знания которых нельзя раскрыть предмет теории государства и права.

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.

Различаются общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, историей и другими социальными науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем поскольку государство и право – это специфические общественные явления, то для них характерны закономерности, свойственные только им.

2. Теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом.

Каждая наука создает и использует свои понятия, позволяющие ей познавать исследуемый объект. Они служат формой отражения мира в мышлении, с их помощью люди познают сущность явлений и процессов, обобщают их наиболее важные признаки и стороны. Многообразие явлений порождает и множество понятий, которые дают возможность их описания, определения и анализа.

Кроме того, в науке часто используют такие слова, как «термин» и «категория». Если под первым понимается слово или словосочетание, точно обозначающее конкретное понятие, то под категорией – наиболее общее, предельно широкое, фундаментальное, обобщающее понятие, фиксирующее наиболее существенные признаки явлений действительности.

Предмет юридической науки является проблемой, которая со стороны разных мыслителей и разных научных школ получила различное решение. Так, сторонники юридического позитивизма ограничивали юриспруденцию только изучением положительного, писаного права. Например, за «чистоту» юридической науки выступает основатель нормативизма Г. Кельзен. Из теории права, по его мнению, должны быть исключены моральные и политические оценки, психологические, экономические и другие исследования. Предмет изучения теории права – правовые нормы, их элементы, их взаимоотношения между собой, действующий правопорядок как целое.

В противоположность сторонникам позитивизма представители других влиятельных научных направлений в юриспруденции (прежде всего социологической и психологической школы) говорят о невозможности подобного ограничения предмета юридической науки. Например, русский юрист С. А. Муромцев, еще в 70–80-х гг. ХIХ в. предвосхитивший некоторые положения социологических учений конца ХIХ – начала ХХ в., указывал, что предметом юриспруденции является не только положительное, писаное право, но прежде всего конкретные жизненные отношения, регулируемые правом. Соответственно, юридическая наука должна ориентироваться и на другие отрасли научного знания – психологию, социологию, экономическую теорию и пр.

Теория государства и права ставит перед исследователями, по крайней мере, три зада­чи:

- построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все ре­зультаты этих наук в одно гармоничное целое;

- изучить методы, при помощи которых разрабатываются специальные науки;

- наряду с методологическими задачами теория государства и права одновременно решает и мировозз­ренческие вопросы.
3.Подходы к определению юр.ответственности.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер. Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

§ опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

§ наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

§ выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

§ воплощается в процессуальной форме.

Признаки юридической ответственности

Юридическая ответственность имеет следующие признаки:

§ наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами;

§ налагается только за совершенные поступки, а не за мысли или намерения;

§ налагается компетентными государственными органами в ходе

§ определенной законом процедуры; о влечет за собой неблагоприятные последствия для нарушителя;

§ предполагает государственное принуждение правонарушителя

§ к исполнению норм права; о наступает только один раз за одно и то же преступление.

Указанные признаки юридической ответственности обязательны, отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничить ее от других правовых и неправовых категорий.

Итак, юридическая ответственность — это обязанность правонарушителя претерпевать особые, заранее установленные государством в санкциях правовых норм меры государствен но-правового принуждения за совершенное правонарушение в установленном для этого процессуальном порядке. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, закрепляющих такую ответственность, различаются:

· Дисциплинарная ответственность — Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основные нормативно-правовые акты в Российской Федерации — Трудовой кодекс, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил, Дисциплинарный Устав Органов Внутренних Дел.

· Административная ответственность — Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

· Гражданско-правовая ответственность — Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт — Гражданский кодекс Российской Федерации.

· Уголовная ответственность — Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность — Уголовный кодекс Российской Федерации.

· Материальная ответственность — заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

7 Билет

1.Либертарно-юридическая концепция Нерсисянца

- В основе либертарно-юридического понимания права и государства лежит принцип формального равенства.

Равенство представляет собой определенную абстракцию, т. е. является результатом сознательного (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Так, уравнивание разных объектов по числовому основанию (для определения счета, веса'и т. д.) абстрагируется от всех их содержательных различий (индивидуальных, видовых, родовых).

В этом русле сформировалась математика, где составление и решение уравнений играет ключевую роль и где равенство, «очищенное» от качественных различий, доведено до абсолютной абстракции количественных определений.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.

Правовое равенство в свободе как равная мера свободы означает и требование соразмерности, эквивалента в отношениях между свободными индивидами как субъектами права.

Правовое равенство — это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере. Там же, где люди делятся на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права и на них принцип правового равенства не распространяется.
2.Подходы отечественных ученых к понятию права

- Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условий,которыми объясняется происхождение государства.В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом,отражали нравственные устои и принципы.С усложнением социальной структуры общества,появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение,удовлетворить интересы разных социальных групп.Возникла потребность в новом социальном регуляторе,который бы имел общеобязательную силу.Таким социальным регулятором явилось право,создаваемое государством.Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка,единых отношений собственности,развития всех сфер общественной жизни. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики; б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины; в) право гарантируется гос. принуждением, обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер. Право построено на трех китах: нравственность, государство и экономика. Право возникает на базе нравственности(совокупности норм поведения человека в обществе), государство придает ему официальность и гарантированность, экономика – основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, так как эта та сфера, где нравственность как регулятор не состоялась. В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: 1. Правом называют социально-правовые притязания людей. Эти притязания обусловлены природой человека и общества, и считаются естественными правами. 2. Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. 3. Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, то есть о праве принадлежащем отдельному лицу. 4. Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Самые большие разногласия в правопонимании(сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения, связь с государством, причины происхождения, назначение) возникают при определении права как идеального и реального объектов познания.Два подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический. 1) Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразия и выделения на этой основе существенных отличительных признаков права, присущих любой правовой системе и конкретной системе права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе, как правило, достигается согласие по целому ряду принципиальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм и обладает свойством нормативности, право исторически изменчиво, право обеспечивается принудительной силой и др. Познание эмпирической правовой действительности не дает ответа на главный вопрос философии права: как отличить право от не права, право от произвола, право от других социальных норм. 2) Рационально-идеалистический подход-существует универсальное определение права, выражающее его сущность и задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права. ПРАВО-система норм,правил поведения,которые исходят от гос-ва, выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества, сформулированы в специальных гос документах-нормативных актах, охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Содержание понятия «право» – это совокупность существенных признаков, на основании которых можно отличить право от морали, нравственности, религиозных норм и предписаний и от всех других понятий.Признаки: 1)регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. 2)общеобязательная нормативность-в отличии от других социальных норм является обязательной правовой нормой. 3)Возможность государственного принуждения. Нарушение требований права влечет наложение мер юридической ответственности, этим обеспечивается общеобязательность норм права. 4)Системность-всегда выступает как система юридических норм,состоящая из элементов, связанных отношениями и взаимодействием друг с другом. 5)Формальная определенность-выражается в письменной форме, в официальных документах, которые устанавливаются государством. 6)Интеллектуально-волевой характер-выражает индивидуальную и общую волю граждан государства, в отличие от других социальных норм, которые выражают интересы определенных социальных слоев и групп
3.Пробелы в праве.

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: