Мораль и право. Общеизвестно, что жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей

Общеизвестно, что жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют пра­вовые и моральные нормы.

Нормы права устанавливают общепринятые правила поведения в различных сферах общественной жизни и являются обязательными для исполнения под страхом наказания. Право, по сравнению с моралью, является более жесткой формой регулирования общественных отношений. Оно предполагает насилие, физическое принуждение и является необходимым атрибутом всякой государственности. Любое неисполнение правовых норм влечет наступление юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой, административной и т.п.).

Нормы морали (сострадание, верность слову, помощь слабым, нуждающимся и др.) в отличие от правовых норм, являются желательными к исполнению. Их невыполнение влечет наступление моральной ответственности.

Чем выше нравственный уровень общества, тем меньше надоб­ности в строгих нормах права. И наоборот, когда общество пережи­вает нравственный кризис, то в нем появляется много всевозмож­ных законов и подзаконных правовых актов, с помощью которых государство пытается регулировать практически все отношения. Российское общество сегодня переживает именно такой кризис. Количество законов и подзаконных актов быстро растет, но полу­чается так, что чем больше законов, тем больше беззакония и так называемого «правового беспредела». Очевидное бессилие закона объясняется всеобщей безответственностью и распущенностью, то есть безнравственностью общества. Закон исполняется там, где вла­ствуют люди, кровно заинтересованные в порядке, справедливости, честности. Таким образом, среди множества кризисов, с которыми закономерно столкнулось современное российское общество, пожа­луй, самый серьезный, имеющий крайне негативные проявления во всех других сферах общественной жизни – кризис моральный, ду­ховный. К сожалению, в нашей реальности утвердился стереотип человека жестокого, равнодушного к страданиям других людей. Соблюдение норм морали и права является неотъемлемой ча­стью жизнедеятельности каждого человека. Но есть такие профес­сии, к которым общество особенно строго предъявляет определен­ные нравственные (профессионально-этические) требования (на­пример, врачи, учителя). К их числу в полной мере относится и профессия юриста.

Профессиональная этика – область этической науки, изучаю­щая систему моральных норм и принципов, действующих в специ­фических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии. Это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в дан­ной профессиональной группе.

Одно из основных отличий морали от других форм обществен­ного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологиче­ского (ценностного) характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к юристам, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Например, несоблюдение требований Кодекса чести приводят к дисциплинарным наказаниям.

Профессиональная мораль складывается, прежде всего, в таких видах деятельности, объектом которых является человек, так как именно здесь возникают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие данные взаимоотношения и их эффективность.

В этической литературе выделяют, как минимум, пять признаков, определяющих конкретные профессиональные сферы, в которых следование этическим нормам особенно важно.

1. Необходимость для представителей профессии проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность, принимать непосредственное участие в из­менении его судьбы, что обусловливает существование таких норм профессиональной морали, которые, с одной стороны, содействуют успешному осуществлению профессиональных функций, с другой – обеспечивают охрану интересов личности или группы людей как объекта деятельности.

2. Повышенный по сравнению с другими профессиями удельный вес творчества в профессиональной деятельности, поскольку ни под­линное проникновение в личность, ни оказание эффективного воз­действия на нее, ни участие в изменении судьбы человека невоз­можны без настоящего творчества.

3. Предъявление обществом повышенных, специфических мо­ральных, а часто и правовых требований, оказание большого дове­рия представителям тех профессий, где профессиональная мораль наиболее регламентирована.

4. Решающая роль морального фактора, нравственных качеств личности профессионала для выполнения задач трудовой деятель­ности.

5. Наличие в профессии специфической экстремальности, вы­званной, прежде всего, эмоциогенными, а не физическими факторами (экстремальные условия связаны с необходимостью работы с людьми, повышенной ответственностью, наличием риска для жизни, что может привести к возникновению стрессовых состояний, а иногда и к профессиональной деформации личности)

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики
Структурные категории (нравственный закон, нравственный принцип, нравственные убеждения, нравственный поступок, нравственные отношения) Субстанциональные (сущностные) Формы регуляции поведения и взаимоотношений людей (добро, зло, честь, совесть, справедливость, ответственность)
1. Категории морального сознания (нравственные принципы, нравственные убеждения) определяют нравственное поведение, дела, поступки  
2. Категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт). Они характеризуются моральными оценками. Оценки: дружественные, товарищеские, доверительные, уважительные, лицемерными, злобными, враждебными
3. Категории моральной практики (нравственный поступок, нравственная санкция) - моральный (аморальный поступок), моральные последствия, Моральный долг, честь, достоинство, героизм (трусость), справедливость (несправедливость), верность (измена), благородство (низость), великодушие (жестокость)

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то что должно быть и что заслуживает одобрения.– категория этики.

В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокуп­ность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выра­жается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т. д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому человеческому позитивному качест­ву, поведению или поступку. Например, в отношении к труду – это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку – это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Злокатегория этики, противоположная добру. В нем обоб­щены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, наносящих людям вред и заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и лич­ному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянст­во, наркомания и т.п.

Очень близко к категории добра примыкает категория спра­ведливости. Справедливость – категория морального, правового, а также политического сознания. Предметом нашего рассмотрения является справедливость прежде всего как категория морального сознания. Она реализуется в системе нравственных отношений и повседневной моральной практике людей.

Справедливость – это соответствие человеческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным правовым нормам, включающее воздаяние за определенное деяние.

ЭТИКЕТ

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми как в общест­венной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм не­возможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Этикет – это свод норм, правил общения людей между собой, пове­дения каждого конкретного человека в обществе – в той социальной среде, где он живет, с членами которой взаимодействует.

Этикет вообще – это совокупность правил поведения, регулирую­щих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общест­венных местах, манеры и одежда).

Этикетом называется составная часть внешней культуры человека и общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатиче­ский этикет, этикет «высшего общества» и т.д.).

Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» – из греческого («ethika» от «ethos» – при­вычка, нрав). Одно из значений слова «etiquette» – «надпись». На основе этого развилось более узкое значение – «записка с обозна­чением последовательности протекания церемониальных действий» и да­лее – «церемониал».

Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Вместе с тем требования этикета не являются абсолютными: соблюде­ние их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопусти­мое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Так, например, в гостях и тем более на официальных приемах не принято есть рыбу с помощью ножа или брать мясо руками, а на пикнике это вполне допустимо.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей счи­тать общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необ­ходимость определенных правил взаимоотношений.

Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним так, как вы относитесь к себе и хотите, чтобы другие относились к вам.

Составляющими этикета являются: хорошие манеры, умение вести се­бя правильно в общественных местах, в различных ситуациях; внешний вид, одежда; культура речи.

Современный деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официаль­ных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                           
     
 
 
     
 
 
       
 
 
 
 



Конфликтстолкновение взглядов, интересов, стремлений различных людей, в основе лежит обострение противоречий между ними и характеризующееся противоборством. Конфликт всегда эмоционально окрашен.

 
 
С — О — С


Структура конфликта С – субъект конфликта, О – объект конфликта

Предмет конфликта – противоречие, из-за которого разгорается конфликт. Объект конфликта – материальная или духовная ценность.

                   
     
 
 
 
   
     



Положительные аспекты конфликтов:

- источник развития личности, группы, коллектива межличностных отношений расширяет сферу и способы взаимодействия;

- освобождает группу от подтачивающих факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;

- развитие взаимопонимания между участниками взаимодействия.

Стадии развития конфликта
  осознание опасности реализации собственных целей   достижение собственных целей возможно только за счет партнера физическая мобилизация: а) физиологические механизмы эмоционального реагирования (адреналин в кровь Þ уровень сахара повышается, изменяется окраска кожи Þ тремор рук, жесткая мимика лица); б) изменение психических процессов, возрастает ригидность (сложность переключения с одной задачи на другую), внушаемость, агрессия в мышлении и поведении. выбор стратегий поведения; а) выход из конфликта; б) частичное удовлетворение потребностей; в) полное удовлетворение потребностей; выбор тактики борьбы в зависимости от стратегии: -тактика компромисса, -тактика выжидания, -тактическая демонстрация силы («Я позвоню…»), -тактика деморализации (слухи), -тактика ложного сотрудничества. выход из конфликта – завершение (разрешение) конфликта, либо дальнейшее развитие конфликтной ситуации.

Событие-явление Возникновение противоречий -рассогласование знаний, умений, способностей и личностных качеств; - мотивов, потребностей ценностных ориентаций; - мнений, взглядов, убеждений; - ожиданий, позиций; - оценок и самооценок. Конфликтная ситуация Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон участник каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы. Инцидентдействие или совокупность действий участников конфликтных ситуаций, провоцирующих обострение противоречий и начало борьбы. (Например: сознательный моральный или физический вред одного оппонента другому) Конфликт Выявление источников конфликта Поиск путей разрешения конфликта Разрешение конфликта

Способы разрешения конфликта

               
 
 
       
 
 




Пути решения конфликтов
перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный выровнять позиции оппонентов устранить противоречие устранение противоречия путем компромисса ликвидировать объект конфликта. заменить объект конфликта разрешить конфликт путем привлечения третейских судей устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

· перевести конфликт с эмоционального уровня обратно на интеллектуальный. На стадии возникновения и развития конфликт переходит с интеллектуального на эмоциональный уровень, то есть конфликтующие стороны переходят от здравого обсуждения интересующей их проблемы и ставят для себя основную задачу – нанести противнику максимальный эмоциональный, а иногда даже физический урон. Соответственно, до той поры, пока субъекты конфликта не вернутся к поэтапному обсуждению вариантов решения возникшей проблемы, ни о каком разрешении конфликта речи быть не может;

· выровнять позиции оппонентов, так как если один из оппонентов будет считать свою позицию наиболее выгодной и у него сохранится представление о возможности полного обладания объектом конфликта, разрешить конфликт будет трудно;

· устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон. Примирение сторон не устраняет объекта конфликта, соответственно, не исчерпывает конфликтной ситуации и, как правило, носит демонстративный характер, так как по прошествии некоторого времени стороны снова станут искать повод к возникновению противоборства, и конфликт будет потушен лишь до первого инцидента;

· устранение противоречия путем компромисса. Компромиссом называется добровольный отказ субъектов конфликта от части объекта в пользу своего оппонента с целью завладеть другой частью объекта конфликта. В ходе разрешения конфликта путем компромисса необходимо заранее подготовить блок различных вариантов взаимных уступок, не затрагивающих основных требований противоборствующих сторон.

Бывают такие ситуации, когда разрешение конфликта путем компромисса не представляется возможным. Причиной может выступать неделимый объект конфликта (как в примере с вакантной должностью) или индивидуальные особенности субъектов конфликта. В этом случае рекомендуется поступить следующим образом:

Ø ликвидировать объект конфликта. Например, конфликт в отношении вакантной должности в подразделении между двумя претендентами не прекращается. Руководство назначает на данную должность третье лицо. Таким образом, объект конфликта устраняется, и сам конфликт сходит на нет;

Ø заменить объект конфликта. Например, с целью разрешения конфликта в подразделении руководство предлагает одному из субъектов равноценную должность в другом подразделении;

Ø разрешить конфликт путем привлечения третейских судей, в качестве которых рекомендуются сотрудники коллектива подразделения, представители общественности и т.п.;

Ø устранить возможность вступления в контакт субъектов конфликта. Этот крайний вариант разрешения конфликта заключается в создании условий, устраняющих возможность взаимодействия конфликтующих сторон и коллектива, и переводе сотрудников в разные подразделения.

Средством реализации процесса разрешения конфликта может выступать различная тактика, состоящая из совокупности способов и приемов воздействия на оппонента в конфликте: рациональное убеждение; дружеское обращение; заискивание; заключение сделок; демонстративные действия; давление; апелляция к власти; санкционирование; коалиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: