Проспекты лекций


Лекция 1. «Этика: становление и современность»

1. Понятие этики. Основные этапы становления этики.

2. Этика в системе знаний о морали.

3. Возрастание роли этики на рубеже XX и XXI веков.

1. Понятие этики. Основные этапы становления этики.

К концу XVIII в. завершился предварительный этап в развитии этики. Мыслители осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к психологии, ни к каким-либо другим проявлениям культуры, а имеет свою специфику, свои особенные принципы и роль в жизни человека и общества.

Процесс формирования этики берет начало в Древней Греции. Сам термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др. Этические представления накапливались также в произведениях других философов, в мифах, сказках, религиозных представлениях. Изначально этика воспринималась исключительно с практической точки зрения. Как отмечал Аристотель, цель этического учения – «не познание, а поступки». Многие философы воспринимали этику как практические рекомендации для поведения: «Ничего слишком» (Солон), «Лучшее – мера» (Клеобул) и т.п.

Предпринимались попытки систематизировать добродетели. Поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» дал характеристику добродетелей и пороков. Среди первых он выделяет бережливость, трудолюбие, пунктуальность и др. Платон выделяет четыре базовые добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость и др. При этом древнегреческий философ полагал, что каждая добродетель есть середина между двумя крайностями. Скромность – середина между бесстыдством и стеснительностью, собственное достоинство – середина между своенравием и подхалимством, правдивость – середина между притворством и хвастовством.

Именно в Древней Греции зародились все основные направления нравственной философии. Представители э тического релятивизма (relativus – относительный) Протагор, Горгий и др. первыми заявили, что законы природы существенно отличаются от законов общества. Если первые существуют объективно, то вторые устанавливаются самими людьми с учетом собственных интересов. «Человек есть мера всех вещей», - заявил Протагор.

Представители этического рационализма (Сократ, Платон и др.) стремились найти надежную опору для нравственных законов. Ее Сократ видел в знании о добродетели. Все добродетели пронизаны разумностью. Знание является важным компонентом нравственного поведения.

В античности зарождается и такое направление, как эвдемонизм (от древнегр. счастье, блаженство), который стремился установить гармонию между добродетелью и стремлением к счастью. Причем, счастье возможно лишь в служении высшим нравственным ценностям.

Гедонисты (от древнегр. наслаждение) Демокрит, Эпикур считали, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаемыми удовольствиями, а порочное – со страданиями. «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», - говорил Демокрит.

Другое направление этической мысли аскетизм нравственную жизнь человека связывал с самоограничением чувственных стремлений, удовольствий.

Таким образом, можно сказать, что мыслители античности рассмотрели многие проблемы морали и создали тот культурный задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие столетия.

Этика средневековья (V – XV вв.) основывалась, прежде всего, на религиозных христианских догматах. Все рассматривалось через призму отношения к Богу. В Нагорной проповеди Христа утверждаются в качестве важнейших добродетелей такие качества, как смирение, терпение, покорность, кротость, милосердие и даже любовь к врагам (как высшее проявление любви к человеку вообще – творению Бога). Другая черта христианского учения – эта идея всеобщей греховности и необходимости массового покаяния. Широкое развитие в эпоху средневековья получила дискуссия о происхождении морали, проблема свободы, соотношения добра и зла и др. Однако эти проблемы решались специфическим способом – в интересах церкви, через призму религиозных догматов.

Эпоха Нового времени характеризуется глубокими переменами в духовной, экономической, политической сферах. Появляется новая разновидность христианства – протестантизм, этика которого носила рационалистический характер. Успех в жизни воспринимался как богоизбранность, а значит, поощрялась активность индивида, его стремление к личному счастью. Получили распространения и такие формы свободомыслия, как атеизм, деизм, скептицизм и др. Немецкий философ И.Кант создал учение об автономной, или самозаконной, морали. Поскольку мораль, считал немецкий философ, исходит из человека как существа свободного, она «не нуждается в идее о другом существе над ним».

Заметная часть мыслителей Нового времени пытались найти истоки морали в разуме человека, в его природе. В XVII – XVIII вв. получает распространение теория разумного эгоизма, согласно которой человеку просто невыгодно вести аморальный образ жизни, ибо на его злодеяния люди ответят тем же.

Этическая мысль XIX и XX вв. представляет собой довольно пеструю проблематику. Опираясь на достижение своих предшественников, она рассматривает вечные проблемы человека с различных мировоззренческих (религиозных и материалистических) позиций, с различной мерой использования достижений таких наук, как психология, генетика, социология, история и др.

2. Этика в системе знаний о морали.

Многие науки так или иначе затрагивают различные стороны морали. Этику же иногда называют нравственной философией. Следовательно, прежде всего, необходимо выяснить ее соотношение с философским знанием. Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытие), гносеологию (науку о познании) и этику (науку о морали). Многие философы считают, что этика венчает собой философию, в ней «пожинаются плоды философского пути жизни» (Н.Бердяев). Однако нельзя считать этику наукой лишь нормативной, предписывающей, она есть учение теоретическое, объясняющее природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

В решении своих вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, особенно тогда, когда речь идет об анализе нравственных чувств. Традиционна связь с богословием и религиозной философией. Происхождение морали невозможно объяснить без обращения к спектру исторических наук, к социологии. Без обращения к педагогике и психологии невозможно детально разобраться в нравственном мире человеческой личности.

Специфика этики заключается в том, что, во-первых, она выявляет сущность морали и, во-вторых, координирует исследование морали самыми различными науками.

3. Возрастание роли этики на рубеже XX и XXI вв.

Современное человечество живет в своеобразной духовной атмосфере. С одной стороны, достижения современной НТР повысили общий уровень образования населения, сделали жизнь в обществе более зажиточной, комфортной, а с другой стороны, привели к появлению так называемых глобальных проблем – экологической, демографической и др., что не может не вызывать социальный пессимизм.

Социальный опыт человечества XX века также не очень способствует появлению благостных ожиданий (две мировые войны, тоталитарные режимы в ряде государств, локальные войны).

Но именно такие исторические периоды всегда пробуждают особый интерес к нравственным проблемам, к усилению роли морального фактора во всех сферах жизнедеятельности человека. Нравственность выступает барьером, преградой на пути гонки вооружений, военных конфликтов, непредсказуемых по последствиям научных экспериментов, деятельности недобросовестных политиков. Без реализации элементарной справедливости, порядочности невозможно создать «работающую», эффективную экономику. В этой связи можно вспомнить слова известного политического деятеля, организатора Римского клуба А.Печчеи о том, что «наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества – и не качества отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: