Письмо xcVIII

Сенека приветствует Луцилия!

(1) Никогда не считай счастливцем того, кто зависит от сча­стья! Если он радуется пришедшему извне, то выбирает хрупкую опору: пришлая радость уйдет. Только рожденное из самого себя надежно и прочно, оно растет и остается с нами до конца; а про­чее, чем восхищается толпа, – это благо на день. – Так что же, невозможно ни пользоваться им, ни наслаждаться? – Можно, кто спорит? – но так, чтобы оно зависело от нас, а не мы от не­го. (2) Все причастное фортуне и плодоносно, и приятно, если владеющий им владеет и собою, не попав под власть своего до­стояния.
Поэтому, Луцилий, ошибаются полагающие, будто фор­туна может послать нам хоть что-нибудь хорошее или дурное: от нее – только поводы ко благу или ко злу, начала тех вещей, ко­торым мы сами даем хороший или дурной исход. Ведь душа сильнее фортуны: это она ведет все туда или сюда, она делает свою жизнь блаженной или несчастной. (3) Душа дурная все оборачивает к худшему, даже то, что приходит под видом наи­лучшего. Душа прямая и чуждая порчи исправляет зловредность фортуны и знанием смягчает с трудом переносимые тяготы; все приятное она встречает скромно и с благодарностью, все непри­ятное – мужественно и со стойкостью. Пусть человек будет ра­зумным, пусть все делает по зрелому размышленью, пусть не бе­рется ни за что непосильное, – не получит он этого полного, избавленного от всех угроз блага, если не будет заведомо споко­ен перед неведомым. (4) Взгляни пристально хоть на других (ведь о чужом мы судим свободнее), хоть на себя, отбросив при­страстие, – и ты почувствуешь и признаешь: ни одна из этих же­ланных и высоко ценимых вещей не будет на пользу, если ты не вооружишься против непостоянства случая и всего того, что от случая зависит, если среди утрат не будешь повторять часто и не сетуя: «Боги иначе судили». <…> (6) Всегда в смятении душа, что тревожится за будущее, и до всех несчастий несчастен тот, кто заботится, чтобы все, чем он наслаждался, до конца осталось при нем. Ни на час он не будет спокоен и в ожидании будущего потеряет нынешнее, чем мог бы наслаж­даться. Ведь что жалеть о потерянной вещи, что бояться ее поте­рять – одно и то же. (7) …Есть ли что более жалкое и глупое, чем бояться заранее? Что за безумье – предво­схищать собственные несчастья?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: