Направления психологии периода ее развития как самостоятельной науки. Деятельностный подход. Основные имена. Основные достижения

С.Л. Рубинштейн (1889 -1960) сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание (или шире - психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как, с одной стороны, самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека), а с другой - как объяснительный принцип. Деятельность в отличие от реакции - это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н. Леонтьев (1903-1979) расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности (см. гл. 3). Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности -- действия -операции. Деятельность определяется мотивом, действие - целью, а операция - конкретными условиями ее протекания.

Деятельность можно различать по направленности: на объект внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность также различают по предмету, например: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Д.Б. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: