Принципы федерализма - это основополагающие начала функционирования конкретной федерации, закрепленные в федеральной конституции. Статья 5 Конституции РФ закрепляет пять принципов российского федерализма. Одним из них является принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.
Предметы ведения – конкретная сфера общественных отношений, закрепленная Конституцией, в которых имеют право осуществлять свои полномочия исключительно РФ, исключительно субъекты Федерации или совместно РФ и ее субъекты.
Полномочия – совокупность прав и обязанностей, которыми располагает РФ, субъект федерации, совместно РФ и ее субъекты в конкретной сфере общественных, составляющих предметы ведения.
Конституция Российской Федерации 1993 г. взяла за основу способ разграничения компетенции между Федерацией и её субъектами, при котором указываются три сферы компетенции:
1. Исключительная компетенция РФ – это те вопросы, решать которые, применяя власть, могут только федеральные органы государственной власти (статья 71) - исчерпывающий перечень содержит 18 пунктов (это, как правило, вопросы в политической сфере, в меньшей степени – социально-культурная сфера).
|
|
2. Исключительная компетенция субъектов РФ – те вопросы, которые могут решать только органы государственной власти субъектов РФ (как правило, социально-культурная сфера и экономические вопросы). Согласно статье 73 Конституции вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Следовательно, в данной сфере действует принцип презумпции компетенции субъектов Федерации.
3. Совместная сфера полномочий (статья 72) - исчерпывающий перечень состоит из 14 пунктов. Статья 72 Конституции Российской Федерации содержит общий перечень вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. При этом пределы того, что конкретно относится к компетенции по данным вопросам Российской Федерации и компетенции её субъектов, данная статья не определяет.
Предметы совместного ведения, согласно Конституции, регулируются двумя способами:
1) Законодательной регулирование
· Рамочное регулирование на уровне федерации посредством принятия законов, а субъект РФ конкретизирует его положения
· Конкурирующая деятельность – возможна в случае, если вопрос из совместной сферы полномочий не урегулирован, и любой уровень власти может издать закон, который в дальнейшем должен быть приведен в соответствии с федеральным законом, если таковой будет принят на федеральном уровне.
|
|
2) Договорное регулирование.
Таким образом, в основном к ведению федерального центра отнесена политическая сфера, экономическая сфера относится к совместному ведению, социальная и культурная сфера - к исключительной компетенции субъекта федерации. Подобная модель разграничения предметов ведения и полномочий именуется кооперативной, впервые закрепленной Основным законом Федеративной республики Германии 1948 года. Сегодня наиболее популярная модель с различными вариациями в различных федерациях.