1. Прокомментируйте историчность содержания и оценки труда человека, используя следующую информацию:
- правила отношения к рабу: «корм, палка и бремя – для осла; хлеб, наказание и дело – для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему – и он будет искать свободы» (фрагмент написанной в первой трети II в. до н.э. христианской библейской книги «Мудрость Иисуса, сына Сирахова»),
- в Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке,
- религия феодального общества рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда.
- современные этические представления об отношениях в процессе совместной профессиональной деятельности: во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса; во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом, в третьих, профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. К некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования.
|
|
2. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. Рассмотрите следующие принципы профессиональной деятельности:
- «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».
- справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).
- обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.
- служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.
- действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.
- этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.
- разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой (универсальной) этики.
- индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.
|
|
- не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.
- никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.
- постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.
- при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.
- целесообразность авансирования доверием – чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.
- стремление к бесконфликтности.
- свобода, не ограничивающая свободы других.
-работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.
- не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.