Цель занятия - изучение этических требований к профессионализму психолога.
Задание. Пользуясь материалами концепции подготовки психолога, составьте профессионально-этическую модель психолога.
1-й уровень – окружение, среда.
Окружение – среда, в которой работает психолог. На этом уровне субъект отвечает на вопросы «Где?», «Когда?», «Что?».
2-й уровень – профессиональное поведение, действия психолога.
Поведение – выполняемые психологом специфические действия при взаимодействии с окружающими. Субъект отвечает на вопросы: «Что делать?», «Какие задачи предстоит решать в процессе профессиональной деятельности?».
3-й уровень – стратегии и способности.
Стратегии и способности – общие стратегии и навыки, которые использует психолог в профессиональной деятельности для осуществления поведения. Субъект отвечает на вопрос: «Как и каким образом я могу организовать свою деятельность и какими профессиональными навыками, опытом я должен обладать, чтобы решать поставленные задачи?». Необходимые стратегии, профессиональные и личностные ресурсы должны соответствовать требованиям, предъявляемым специалисту.
4-й уровень – убеждения и ценности психолога.
Убеждения и ценности – идеи, принципы, стандарты поведения, которые психолог считает правильными, и которые являются мотивирующим фактором для осуществления определенных действий. Субъект отвечает на вопросы «Почему?», «Какие мотивы?», «Зачем я это делаю?». Данный уровень является базовым для профессиональной деятельности психолога. Его особенность заключается в том, что целостная интегрированная личность не может иметь несколько ценностных стандартов: одни для работы и другие для личной жизни, поскольку убеждения и ценности являются содержательной основой мотивации жизнедеятельности, отношения человека к себе и миру.
5-й уровень – профессиональная идентичность (самосознание).
Профессиональная идентичность или профессиональное самосознание – это ощущение человеком себя в профессии. Субъект отвечает на вопросы «Кто я такой в профессии?», «Кто я как профессионал?». На этом уровне человек чувствует свою целостность и самоидентичность, что обеспечивает готовность брать на себя решение жизненных и профессиональных задач.
6-й уровень – миссия специалиста по психологической безопасности.
Миссия специалиста по психологической безопасности – система, доминирующая в личности, самый глубокий уровень сознания. Человек отвечает на вопросы «Каково мое предназначение в профессии?», «Каков смысл (цель) моей профессиональной деятельности?», «Во имя чего осуществляется моя жизнь и моя профессиональная деятельность?». Логически это самый высокий (личностно – самый глубокий) уровень, определяющий предельные ориентиры, которые человек сделал своими внутренними опорами.