04.01. К методам поведенческой терапии относится:
А) психотерапевтическое зеркало;
Б) свободные ассоциации;
В) активное воображение;
Г) методика контроля стимула;
Д) монолог.
04.02. Психотерапия реципрокным торможением основана на:
А) разблокировании «мышечного панциря»;
Б) том, что связанное с чувством страха физическое ощущение растормаживает действие раздражителя, вызывающего страх;
В) механизме отрицательной индукции и внешнего торможения;
Г) условнорефлекторном подавлении чувства страха у пациента;
Д) феномене пародоксальной интенции.
04.03. Условнорефлекторная психотерапия - это то же самое, что:
А) терапия поведения или поведенческая терапия;
Б) протрептика;
В) имплозия;
Г) десенситизация;
Д) эмоциональное отреагирование.
04.04. Лечение «угашением условной связи» основано на:
А) угашении условного рефлекса в ролевой игре;
Б) угашении условного рефлекса механизмами доминанты;
В) десенситизации и десенсибилизации;
Г) харизматических механизмах;
|
|
Д) механизме дебрифинга.
04.05. К методам поведенческой терапии, предназначенной для работы с фобиями относятся:
А) когнитивная психотерапия;
Б) имаготерапия;
В) имплозия;
Г) идентификация ложных установок;
Д) сократический диалог.
04.06. Метод пародоксальной интенции успешнее всего применяется при лечении:
А) навязчивых состояний;
Б) фобий;
В) некоторых форм заикания;
Г) истерических параличей и психастенических тревожно-ипохондрических расстройств;
Д) неврастении.
04. 07. Метод "интенсивного перевоспитания" состоит в том, что:
А) пациенты с навязчивостями много раз с воспитательной целью испытывают на себе действие "парадоксальной интенции";
Б) насильственными упражнениями с тягостными ощущениями пациент пытается избавиться от навязчивостей;
В) действие лечебного внушения сочетается с действием сильной болевой дозы электрического тока и насильственными упражнениями;
Г) в процессе лечебно-спортивного перевоспитания навязчивости слабеют;
Д) причиняемая пациенту физическая боль (электрический ток, введение эфира под кожу) смягчает боль депрессивную.
04.08. Метод "внезапного нападения врасплох" по своему лечебному механизму близок:
А) к "парадоксальной интенции";
Б) к катарсису;
В) к методу "интенсивного перевоспитания" протрептике;
Г) систематической десенситизации;
Д) техникам гештальт-терапии.
04.09. Техника работы в гештальт – группе включает в себя:
А) медитацию;
Б) самовнушение;
В) работу по самопознанию;
Г) ролевые игры;
Д) развитие эмпатии.
04.10. Тезис «Ты – это ты, а я – это я, и я в этом мире не для того, чтобы исполнять твои ожидания…» наиболее выпукло постулируется психотерапевтами в сфере:
|
|
А) семейной психотерапии;
Б) психосинтеза;
В) кататимно - имагинативной психотерапии;
Г) трансактного анализа;
Д) гештальт-психотерапии.
04.11. Понятие «фигура и фон», «принятие ответственности» наиболее полно используются в:
А) психотерапии А.Адлера;
Б) гештальт-терапии;
В) групповой психотерапии К.Роджерса;
Г) позитивной психотерапии;
Д) психоанализе.
04.12. По Э.Берну взрослое состояние характеризуется:
А) соответствующим возрастом;
Б) обладанием оптимальными навыками адаптации;
В) эрудицией;
Г) принципиальностью;
Д) способностью к адекватному анализу, синтезу и выбору.
04.13. Под трансакциями понимается:
А) реакция на внешнее воздействие;
Б) вид психологических защит;
В) взаимодействие людей;
Г) признаки девиантного поведения;
Д) межличностное манипулирование.
04.14. Скрытые трансакции - это:
А) трансакции с двойным подтекстом;
Б) пересекающиеся трансакции;
В) неискренность в дополнительных трансакциях;
Г) сочетание дополнительных и пересекающихся трансакций;
Д) угловые трансакции.
04.15. К основным целям трансактного анализа относятся:
А) преодоление болезненных симптомов;
Б) социальная адаптация;
В) выработка внутреннего конформизма;
Г) формирование взрослой этической позиции;
Д) отказ от привязанностей.
04.16. Основными принципами позитивной психотерапии являются:
А) волевое преодоление болезненного состояния;
Б) оптимистический взгляд на жизнь;
В) восприятие симптомов не только как патологии;
Г) расширение жизненных целей с использованием поучительных историй;
Д) игнорирование, «вытеснение» негативных переживаний.
04.17. Нейролингвистическое программирование как психотерапевтическая методика базируется на:
А) теории личности;
Б) бихевиоризме;
В) гипнотизме;
Г) психоанализе;
Д) не имеет четкой научной платформы, а является синтезом методик.
04.18. Если при беседе глаза пациента часто обращаются вверх налево, это указывает на преобладание:
А) кинестетических представлений;
Б) эйдетических образов;
В) визуальных конструируемых образов;
Г) аудиальных воспоминаний;
Д) аудиально конструируемых образов.
04.19. Понятием якоря в нейро-лингвистическом программировании обозначается:
А) навязчивое воспоминание;
Б) привычное действие;
В) ассоциативная связь;
Г) тревожное опасение;
Д) зависимость.
04.20. В нейро-лингвистическом программировании используются следующие технические приемы:
А) кодирование;
Б) имплозия;
В) свиш;
Г) ребефинг;
Д) рефреминг.
04.21. Метод психосинтеза направлен на:
А) клинический анализ личности;
Б) выявление глубинного смысла симптомов;
В) проработку конфликта;
Г) постижение своего истинного «я»;
Д) обучение правильному реагированию.
04.22. Целями и задачами личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии являются:
А) глубокое изучение с тонкой дифференциальной диагностикой личностного варианта больного в соответствии с классической клинической типологией личностных вариантов;
Б) выявление и изучение механизмов либидинозного характера;
В) помощь больному в осознании особенностей его системы отношений, мотивов, конфликтов и защитных механизмов;
Г) коррекция неадекватных реакций и форм поведения пациента;
Д) выработка и закрепление желательных форм поведения.
04.23. В современной психотерапии распространены следующие основные психотерапевтические направления-системы:
А) психоаналитическое, бихевиоризм, экзистенциально-гуманистическое;
Б) гипнотерапевтически – суггестивная, внушение и самовнушение;
В) гештальт-терапия, психосинтез, трансактный анализ;
|
|
Г) креативная терапия, терапия творчеством, талласотерапия;
Д) рациональная психотерапия, дидактическая психотерапия, когнитивная психотерапия.
04.24. Успешный эффект гипнотерапии:
А) наиболее выражен в каталептической стадии гипноза;
Б) ярче всего проявляется в сомнамбулизме;
В) не зависит от глубины гипнотического состояния;
Г) особенно заметен при полной амнезии внушения;
Д) лучше всего достигается при внушении физиологических изменений в организме.
04.25. Степень выраженности лечебного внушения определяется:
А) не критическим отношением пациента к тому, что ему внушают;
Б) уверенным, «харизматическим» поведением психотерапевта;
В) размышлениями о механизмах того, что происходит с пациентом;
Г) верой пациента в психотерапевта;
Д) склонностью пациента к психоаналитической терапии.
04.26. Наиболее известными способами определения внушаемости являются приемы:
А) использование неожиданного громкого звука;
Б) протрептики;
В) внушение одеревенения рук, сцепленных в "замок";
Г) способа Буля с магнитом;
Д) внушение анестезии.
04.27. К традиционному лечебному гипнозу относится:
А) применение метафор;
Б) отдых в состоянии транса;
В) «рассеивание текста»;
Г) «подстройка» к поведению пациента;
Д) стимуляция пациента к активному фантазированию.
04.28. В соответствии с известными взглядами в психотерапии под гипнозом понимается:
А) состояние суженного сознания, вызванное действиями гипнотизера и характеризующееся повышенной внушаемостью:
Б) вид онейроидного помрачения сознания;
В) состояние легкой оглушенности, вызванное гипнотизацией;
Г) определенная психологическая защита, свойственная данному человеку;
Д) истерическая реакция.
04.29. Множество способов спокойного гипнотизирования сводится:
А) к внушению покоя и психологического комфорта;
Б) к использованию фасцинаций;
В) к повторяющимся монотонным звукам;
Г) к внушению спокойных сновидений;
Д) к внушению уверенности в себе.
04.30. Гипнотический сомнамбулизм обычно возникает:
|
|
А) при углублении I степени гипноза;
Б) при выходе из I степени гипноза;
В) при углублении II степени гипноза;
Г) сразу, непосредственно за первыми суггестиями;
Д) на выходе из III степени гипноза.
04.31. Каталепсия возникает:
А) в сомнамбулизме и гипотаксии;
Б) в гипнотической оглушенности;
В) в обнибуляции;
Г) при гипнозе-отдыхе;
Д) в сомнолентном состоянии.
04.32. Фракционный метод гипнотизации состоит в том, что:
А) погружение внушением в гипноз время от времени прерывается и пациенту предлагается описать свои ощущения для того, чтобы психотерапевт знал, как поступать дальше;
Б) внушение разбивается на три фракции - для погружения в I степень, во II и III степени;
В) фракционно пациент обнаруживает при погружении в гипноз то каталепсию, то восковую гибкость;
Г) в этом способе гипнотизации ясно обнаруживается феномен "зубчатого колеса";
Д) убаюкивание-внушение производится медленно, "по каплям".
04.33. Методика длительного гипноза-отдыха заключается в том, что пациент:
А) отдыхает в гипнотическом состоянии 1-2 часа;
Б) отдыхает в гипнотическом состоянии, оставленный в палате психотерапевтом, 4-5 часов;
В) отдыхает в гипнозе (без психотерапевта рядом) 3-4 часа;
Г) отдыхает в гипнозе до 20 часов в сутки;
Д) находится на всю ночь в гипнотическом состоянии.
04.34. Методика удлиненной гипнотерапии (по В.Е.Рожнову) заключается в том, что:
А) группа пациентов погружается в гипноз-отдых, продолжающийся от часа до 5 часов;
Б) психотерапевт в течение часа непрерывно проводит пациенту лечебное внушение в гипнозе;
В) врач, проводящий психотерапевтический прием, в отдельной комнате погружает пациента в гипноз и в течение 2 часов каждые 15 минут старается углубить гипнотическое состояние;
Г) длительный гипноз-отдых растягивается до 10 часов с краткими лечебными внушениями по 4-5 мин каждый час;
Д) лечебное внушение в гипнозе проводится группе пациентов в течение 2-4 часов по 2-3 мин каждые 15-20 мин.
04.35. Особенностью гипнотического метода М. Эриксона является:
А) гипноанализ;
Б) спокойное словесное погружение в гипноз;
В) сочетание психоанализа с гипнозом;
Г) использование в гипнозе визуализации различных конфликтных сцен;
Д) техника «рассеивания текста».
04.36. Техническим приемом введения в транс при эриксоновском гипнозе является:
А) фракционный гипноз;
Б) применение пассов;
В) метод «путанницы»;
Г) использование метронома;
Д) фасцинация взора.
04.37. Предварительными приёмами самовнушения по Э. Куэ являются:
А) яктация;
Б) частое проговаривание пациентом фразы «с каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше»;
В) самовнушение падения вперёд или самовнушение «я не могу разжать кулак»;
Г) предварительная проверка способности к полной релаксации;
Д) предварительная обучение трансцедентальной медитации.
04.38. В методике лечения алкоголиков основная формула самовнушением звучит следующим образом:
А) я смогу отказаться от спиртного; людям, которые сейчас идут ко мне, не соблазнить меня, не вернуть в грязь пьянства;
Б) пусть за праздничным столом пьют спиртное, это не имеет ко мне отношения;
В) я сумею сказать активно и повелительно "нет" в любой соблазняющей обстановке;
Г) я спокоен и способен жить совершенно трезво;
Д) я убедился, что не смогу пить умеренно, я вовсе не буду пить.
04.39. Техника прогрессивной мышечной релаксации включает в себя следующее упражнение:
А) лечь на спину, согнуть руки в локтевых суставах и резко напрячь мышцы рук, обращая внимание на ощущение мышечного напряжения; расслабить мышцы и дать рукам свободно упасть, обращая внимание на ощущение мышечного расслабления;
Б) согнуть и разогнуть мышцы пальцев ног шесть раз подряд, обращая внимание на ощущения напряжения-расслабления;
В) энергично дышать «животом» одновременно расслабляя мышцы тела;
Г) научиться расслаблять мышцы языка, смягчая этим тревожную напряженность;
Д) ритмично совершать интенционные напряжения и расслабления мышц лица.
04.40. Первое стандартное упражнение низшей ступени классической аутогенной тренировки имеет своей целью вызвать ощущения:
А) тепла и тяжести в обеих руках;
Б) тяжести во всем теле и покоя;
В) приятной тяжести в области живота;
Г) покоя в области сердца;
Д) тяжести в теле с чувством сонливости.
04.41. К высшей ступени классической аутогенной тренировки относятся следующие основные упражнения:
А) вызывание у себя состояния легкой оглушенности со свободным протеканием образов и представлений;
Б) вызывание у себя чувства тяжести во всем теле с аментивными галлюцинациями любимых мест природы;
В) пребывание в деперсонализационном состоянии с продумыванием своего жизненного пути;
Г) визуализация представлений по определенной схеме;
Д) визуализация телесных ощущений.
04.42. Модификация аутогенной тренировки Н. Клейнзорга и Г. Клюмбиеса отличается от классической;