СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ. Воспитание. Самовоспитание.
Развитие. Саморазвитие. Совершенствование. Самосовершенствование.
Сущность и задачи нравственного воспитания и самовоспитания.
Нравственное воспитание -–основа системы культуры личности.
Самовоспитание нравственных морально-волевых качеств личности.
Подавление эгоизма и этическая регуляция духовно-нравственных
ориентиров.
Размышления о СОВЕСТИ. Пути к очистки личной совести.
Приёмы и нормы сохранения чистой совести.
(См. Милтс А.А. Совесть// Этическая мысль. 1990.
Фромм Э. Человек для самого себя.. Психоанализ и этика. –М., 1993.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – системное формирование
позитивных знаний, умений и навыков с учётом интеллектуально-
возрастных особенностей индивидуальности и целей и задач воспитания.
Нравственное воспитание бывает светским и религиозным
(конфессиональным), общедоступным и элитарным, гражданским и
военным, национальным и общечеловеческим и т.д.
Процесс этического воспитания может быть христианским (не навязчиво-
|
|
корректирующим), конфессиональным (религиозным), нравственно-
назидательным, диктаторским, волюнтаристским, демократическим,
плюралистическим, игровым (информационно-развлекательным), справочно-
консультационным.
САМОВОСПИТАНИЕ – самосовершенствование внутреннего и
внешнего образа личности на основе избранных интеллектуально-
нравственных целей и задач.
Самовоспитание может быть интеллектуальным, физическим (физкультурно-
спортивным), религиозным, научным и т.д.
Нравственное воспитание самовоспитание направляет личность и
общество к идеалам гармонического воспитания: т.е. к оптимально
позитивным нормам поведения в обществе.
Основные принципы, пути и методы нравственного воспитания и
самовоспитания личности. Степень приемлемости корректированного или
«разумного эгоизма».
Эгоизм и милосердие. Эгоизм и благотворительность. Критика неразумной
благотворительности. Благотворительность: этика или социальная инженерия
рационального управления социальным развитием.
Эгоизм и любовь к ближнему.
(П. Лафарг. О благотворительности. Этическая мысль. - М., Политиздат, 1988.
–С.334-363.
Сенека. О благодеянии. – М., 1995).
Понятие самовоспитания, пути и методы его эффективной реализации.
Решение проблем нравственного выбора в бытовых, профессиональных
и экстремальных ситуациях.
Понятие педагогического (профессионального) этикета и этики.
Сущность профессиональной (служебной) этики. Нормативная этика и
этикет, регламентируемые Законом об Образовании в РФ и и Уставом
|
|
Высшей школы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Суть нравственного воспитания личности?
Типы и виды нравственного воспитания?
Отличие воспитания от самовоспитания?
Чем и как регламентируются нормы педагогического этикета?
Что включает в себя понятие служебный этикет?
В чём разница между понятиями «норма поведения» и «служебный
этикет»?
Что включает в себя понятие гармоническое воспитание личности?
Что включает в себя категория совести? Что означает жить по совести и
справедливости?
Литература
Донцов Н.А. Самовоспитание личности.
Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание
старшеклассников. –М., 1988.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. –М.: Гардарика, 1998.
Кант И. Критика практического разума. –М., 1995.
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Ковалёв А.Г. Личность воспитывает себя. –М., 1983.
Кондрашов В.А. Этика. –М.: Школа-Пресс, 1999.
Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. –Киев, 1988.
(Дополнительные материалы к теме № 7)
ДИРК БОУТС - художник эпохи северного Возрождения и его фреска «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» (1464-1467).
☺