Креститель в пустыне» (1480) передал идеалы этики христианского

смирения. «Христиане яко агнцы (овечки) покорны святой Троице».

АЛЬТРУИЗМ - ЭГОИЗМ. ЗАЗНАЙСТВО.

БЕСКОРЫСТИЕ - КОРЫСТЬ, АЛЧНОСТЬ.

ФИЛАНТРОПИЯ - МИЗАНТРОПИЯ

ВЕРНОСТЬ - НЕВЕРНОСТЬ. ИЗМЕНА.

ФАРИСЕЙСТВО.

ЛИЦЕМЕРИЕ.

НЕЗАВИСТЛИВОСТЬ - ЗАВИСТЬ.

МУЖЕСТВО - ТРУСОСТЬ, МАЛОДУШИЕ.

ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ.

ЧЕСТНОСТЬ - НЕЧЕСТНОСТЬ.

ЧЕСТЬ - БЕСЧЕСТИЕ, ПОЗОР.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ - БЕСПРИНЦИПНОСТЬ.

АРИСТОТЕЛЬ ДОКАЗЫВАЛ НАЛИЧИЕ СРЕДИННОСТИ

МЕЖДУ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ И ПОРОКАМИ

Н-р, МУЖЕСТВО - это середина между отвагой и трусостью.

БЛАГОРАЗУМИЕ - это середина между распущенностью и

бесчувственностью.

ЩЕДРОСТЬ - это середина между мотовством и скупостью.

ВЕЛИЧАВОСТЬ – это середина между спесью и приниженностью.

РОВНОСТЬ – это середина между гневливостью и безгневностью.

ПРАВДИВОСТЬ - это середина между хамством и притворством.

ОСТРОУМИЕ - это середина между шутовством и неотёсанностью.

ДРУЖЕЛЮБИЕ - это середина между подхалимством и

угодничеством.

СТЫДЛИВОСТЬ - это середина между бесстыдством и робостью.

􀂓 ДОСТОИНСТВО – понятие морального сознания, выражающее

представление о ценностях всякого человека как нравственной личности.

Люди бывают с заниженным, завышенным и нормальным (достаточным)

сознанием и чувством собственного достоинства.

От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое

достоинство и осуществлять свое человеческое назначение в обществе.

􀂒 ДРУЖБА - форма межличностных отношений, основанная на общности

интересов и взаимной привязанности. Дружба – эмоционально-

психологическая близость, включающая в себя: доверие, уважение,

взимопомощь, радость общения в труде и в досуге.

􀂒 ИСКРЕННОСТЬ - моральное качество, позитивно характеризующее

личность, способную не лукавить даже в экстремальных ситуациях.

􀂒 ЛИЦЕМЕРИЕ - отрицательное моральное качество, состоящее в том,

что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради

эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя

антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл,

возвышенные мотивы и человеческие цели. Лицемерие противоположно

честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется

сознание.

Исторические типы морали.

􀃋 Истоки первобытной морали. Примитивизм первобытной морали.

Особенности и своеобразие нравственности родового строя.

􀀹 Языческие типы античной морали и моральных ценностей в Древнем

мире.

􀀼 Специфика христианской морали. Единство и противоположности

моральных принципов католицизма, православия, протестантства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

Какие социальные добродетели и пороки вам известны?

Добродетели – это показатель силы и слабости духа и сознания?

Добродетели – это качества врождённые или благоприобретённые?

От чего зависит понимание и содержание добродетелей в сознании и

жизненных ориентирах личности?

От чего зависит изменчивость социальной морали?

Как вы понимаете значение термина конформизм?

Что такое моральное измерение личности?

Зачем (этики, психологи, педагоги, социологи, журналисты, политики и др.)

производят моральное измерение общества?

􀀉 Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 21-40.

Кропоткин Л.А. Этика, происхождение и развитие нравственности. –М., 1976.

Т.1.

Ницше Ф. Генеалогия морали. Избранные произведения. - М., 1990.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.

– М., 1991.

Фрейд З. Психоанализ и этика. – М., 1993.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. - М., 1974.

С.330-374.

Толстой Л.Н. Религия и нравственность// Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула,

1989. С. 264-287.

Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. –М.: Про-Пресс,

1999. - 450 с.

Хайдеггер М.. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной

философии. –М., 1988. –С.314-356.

(Дополнительные материалы)

% % && ☺ $$ БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ.

В мире буржуазных отношений всё и все покланяются культу

наживы. В мире буржуазных отношений незыблема частная собственность.

Капитал и его добывание – смысл жизни в условиях буржуазных отношений

в обществе. Деньги ради денег. Нажива ради наживы. Прибыль любой

ценой. Кто смел, тот и съел. Деньги – не пахнут. Счастье покровительствует

дерзким. Цель оправдывает средство. Человек – человеку – волк.

Единство и противоположность моральных представлений у народов Запада

и Востока.

Коллективизм как фундаментальный принцип христианской,

коммунистической и иных типов социальной морали.

Согласно принципам христианской морали: Все люди - братья.

Согласно принципам коммунистической морали: Человек человеку – друг

товарищ и брат. Все люди равны по социальному положению.

Ограниченность и примитивизм «первобытного коллективизма» в сравнении

с формами социалистического коллективизма.

Моральное измерение (типологическое определение) личности.

Моральное измерение (типологическое определение) общества.

Талион - «золотое правило нравственности».

Классовое общество и мораль. Соотношение классового и общечеловеческого

в истории развития морали.

Парадокс моральной оценки.

КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ (греч. kriterion - мерило для оценки).

Вопрос о критериях оценки нравственности - важнейший вопрос этики, так

как люди с разных позиций и по-разному определяют добро и зло.

Действительным основанием (и естественным критерием) нравственности

является объективная историческая необходимость, определенным образом

преломляемая в потребностях и интересах людей, классов, социальных

групп. Эти потребности и интересы в свою очередь, отражаются в

представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных

требований. С развитием общества исторически изменялось и содержание

моральных требований. Одни из них совершенно меняли свой смысл,

другие оставались в силе, поскольку сохранялись некоторые общие для

всех эпох условиях человеческого общежития. Таким образом, в морали

проявляется личностное, общечеловеческое и классовое.

Парадокс морального поведения.

Приспособленчество, конформизм.

КОНФОРМИЗМ (лат. Conformis – cообразный) – социально-психологическая

ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений, а

пассивного, приспособленчества к готовому порядку вещей. Конформизм не

вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно

обусловленных задач, а прилаживается к стандартам, традициям и канонам

поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на

человека.

􀀈 ТЕМА 6. ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОЙ, ПРАВОВОЙ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: