смирения. «Христиане яко агнцы (овечки) покорны святой Троице».
АЛЬТРУИЗМ - ЭГОИЗМ. ЗАЗНАЙСТВО.
БЕСКОРЫСТИЕ - КОРЫСТЬ, АЛЧНОСТЬ.
ФИЛАНТРОПИЯ - МИЗАНТРОПИЯ
ВЕРНОСТЬ - НЕВЕРНОСТЬ. ИЗМЕНА.
ФАРИСЕЙСТВО.
ЛИЦЕМЕРИЕ.
НЕЗАВИСТЛИВОСТЬ - ЗАВИСТЬ.
МУЖЕСТВО - ТРУСОСТЬ, МАЛОДУШИЕ.
ЛЮБОВЬ - НЕНАВИСТЬ.
ЧЕСТНОСТЬ - НЕЧЕСТНОСТЬ.
ЧЕСТЬ - БЕСЧЕСТИЕ, ПОЗОР.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ - БЕСПРИНЦИПНОСТЬ.
АРИСТОТЕЛЬ ДОКАЗЫВАЛ НАЛИЧИЕ СРЕДИННОСТИ
МЕЖДУ ДОБРОДЕТЕЛЯМИ И ПОРОКАМИ
Н-р, МУЖЕСТВО - это середина между отвагой и трусостью.
БЛАГОРАЗУМИЕ - это середина между распущенностью и
бесчувственностью.
ЩЕДРОСТЬ - это середина между мотовством и скупостью.
ВЕЛИЧАВОСТЬ – это середина между спесью и приниженностью.
РОВНОСТЬ – это середина между гневливостью и безгневностью.
ПРАВДИВОСТЬ - это середина между хамством и притворством.
ОСТРОУМИЕ - это середина между шутовством и неотёсанностью.
ДРУЖЕЛЮБИЕ - это середина между подхалимством и
угодничеством.
СТЫДЛИВОСТЬ - это середина между бесстыдством и робостью.
|
|
ДОСТОИНСТВО – понятие морального сознания, выражающее
представление о ценностях всякого человека как нравственной личности.
Люди бывают с заниженным, завышенным и нормальным (достаточным)
сознанием и чувством собственного достоинства.
От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое
достоинство и осуществлять свое человеческое назначение в обществе.
ДРУЖБА - форма межличностных отношений, основанная на общности
интересов и взаимной привязанности. Дружба – эмоционально-
психологическая близость, включающая в себя: доверие, уважение,
взимопомощь, радость общения в труде и в досуге.
ИСКРЕННОСТЬ - моральное качество, позитивно характеризующее
личность, способную не лукавить даже в экстремальных ситуациях.
ЛИЦЕМЕРИЕ - отрицательное моральное качество, состоящее в том,
что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради
эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя
антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл,
возвышенные мотивы и человеческие цели. Лицемерие противоположно
честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется
сознание.
Исторические типы морали.
Истоки первобытной морали. Примитивизм первобытной морали.
Особенности и своеобразие нравственности родового строя.
Языческие типы античной морали и моральных ценностей в Древнем
мире.
Специфика христианской морали. Единство и противоположности
моральных принципов католицизма, православия, протестантства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
|
|
Какие социальные добродетели и пороки вам известны?
Добродетели – это показатель силы и слабости духа и сознания?
Добродетели – это качества врождённые или благоприобретённые?
От чего зависит понимание и содержание добродетелей в сознании и
жизненных ориентирах личности?
От чего зависит изменчивость социальной морали?
Как вы понимаете значение термина конформизм?
Что такое моральное измерение личности?
Зачем (этики, психологи, педагоги, социологи, журналисты, политики и др.)
производят моральное измерение общества?
Литература
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С. 21-40.
Кропоткин Л.А. Этика, происхождение и развитие нравственности. –М., 1976.
Т.1.
Ницше Ф. Генеалогия морали. Избранные произведения. - М., 1990.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.
– М., 1991.
Фрейд З. Психоанализ и этика. – М., 1993.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. - М., 1974.
С.330-374.
Толстой Л.Н. Религия и нравственность// Толстой Л.Н. В чем моя вера? Тула,
1989. С. 264-287.
Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. –М.: Про-Пресс,
1999. - 450 с.
Хайдеггер М.. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной
философии. –М., 1988. –С.314-356.
(Дополнительные материалы)
% % && ☺ $$ БУРЖУАЗНАЯ МОРАЛЬ.
В мире буржуазных отношений всё и все покланяются культу
наживы. В мире буржуазных отношений незыблема частная собственность.
Капитал и его добывание – смысл жизни в условиях буржуазных отношений
в обществе. Деньги ради денег. Нажива ради наживы. Прибыль любой
ценой. Кто смел, тот и съел. Деньги – не пахнут. Счастье покровительствует
дерзким. Цель оправдывает средство. Человек – человеку – волк.
Единство и противоположность моральных представлений у народов Запада
и Востока.
Коллективизм как фундаментальный принцип христианской,
коммунистической и иных типов социальной морали.
Согласно принципам христианской морали: Все люди - братья.
Согласно принципам коммунистической морали: Человек человеку – друг
товарищ и брат. Все люди равны по социальному положению.
Ограниченность и примитивизм «первобытного коллективизма» в сравнении
с формами социалистического коллективизма.
Моральное измерение (типологическое определение) личности.
Моральное измерение (типологическое определение) общества.
Талион - «золотое правило нравственности».
Классовое общество и мораль. Соотношение классового и общечеловеческого
в истории развития морали.
Парадокс моральной оценки.
КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ (греч. kriterion - мерило для оценки).
Вопрос о критериях оценки нравственности - важнейший вопрос этики, так
как люди с разных позиций и по-разному определяют добро и зло.
Действительным основанием (и естественным критерием) нравственности
является объективная историческая необходимость, определенным образом
преломляемая в потребностях и интересах людей, классов, социальных
групп. Эти потребности и интересы в свою очередь, отражаются в
представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных
требований. С развитием общества исторически изменялось и содержание
моральных требований. Одни из них совершенно меняли свой смысл,
другие оставались в силе, поскольку сохранялись некоторые общие для
всех эпох условиях человеческого общежития. Таким образом, в морали
проявляется личностное, общечеловеческое и классовое.
Парадокс морального поведения.
Приспособленчество, конформизм.
КОНФОРМИЗМ (лат. Conformis – cообразный) – социально-психологическая
ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений, а
пассивного, приспособленчества к готовому порядку вещей. Конформизм не
вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно
|
|
обусловленных задач, а прилаживается к стандартам, традициям и канонам
поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на
человека.
ТЕМА 6. ДИАЛЕКТИКА НРАВСТВЕННОЙ, ПРАВОВОЙ,