Макроэкономика

11. Осн-ые макроэк-ие показ-ли. Общие для всей эк-ки явления и их причины изучает макроэк-ка. ВНП – это рыночная ст-ть всех конечных Т и У, произведенных гражданами страны за год (однако, блага и услуги, не продающиеся на рынке, а производятся и совершаются без оплаты, н-р, внутри домашнего хоз-ва, не вкл-ся в ВНП). Во-2-ых, в ВНП не учитываются Т и У, не вошедшие в конечное потребление (пример с изготовлением хлеба: зерно и мука – промежуточные товары, хлеб – конечный товар). На практике ВНП считают след. образом: из ст-ти продукта, каждого производителя вычитают ст-ть товаров, купленных у др. производ-ей, и то, что останется (добавленная ст-ть) складывают. Сумма всех добавленных ст-ей равна ст-ти конечных товаров и услуг, или ВНП. В-3-их, в ВНП не учитываются Т и У, производимые в теневой эк-ке. В России от налогов укрывается значит-ая часть доходов фирм и частных лиц => произведенные Т и У, от продажи которых получены доходы, не учитываются официальной статистикой ВНП. В-4-ых, в ВНП вкл-ся только ст-ть продукта, произведенного с помощью факторов пр-ва, находящ-ся в собств-ти граждан данной страны. Поэтому возн-ет проблема как учитывать продукцию фирм, произведенных иностранцами и продукцию заграничных филиалов отечественных фирм. Для того, чтобы учесть подобные моменты, сущ-ет еще один показатель – ВВП. Он измеряет ст-ть продукции, созданной внутри страны, независимо от того, кому принадлежат его факторы пр-ва. Если разделить ВНП страны на кол-во его граждан, то получится пок-ль – ВНП на душу населения. По нему можно сравнивать степень эк-го развития и уровень жизни в разных странах. ВНП отражает только поток, наполняющий нац-ое богатство страны, и не учитывает ежегодный износ физич-ого капитала, к-ый работает больше года (амортизацию). ВНП – А = ЧНП (чистый нац. продукт) А если вычесть и ЧНП косвенные налоги, идущие гос-ву, то получится нац. доход. НД = ЧНП – КН. НД склад-ся из дох-ов, получаемых собствен-ми факторов пр-ва, з/п, ренты, прибыли и %. Со стороны расходов ВНП предст-ет собой сумму потребительских расходов (П), частных инвестиций (И), гос. расходов (Г) и сальдо внешней торговли (ЭКС – ИМП) ВНП = П+И+Г+(ЭКС-ИМП).

12. Макроэк-ое равновесие. Для раскры­тия закономер-ей макроэк-ого равновесия необ-мо рассмотреть совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос — это сумма всех индивид-ых спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Совокупное предложение — это сумма всех индивид-ых предложений. Совокупное предложение представляет ден. величину общей суммы всех конечных товаров и услуг, предъявля­емых к продаже. Оно состоит из з/п, ренты, процен­та и прибыли. Макроэк-ое равновесие предпол-ет равенство объе­ма совокупного спроса и совокупного предложения.. Макроэкономичес­кое равновесие — это такое состояние нац-ой экономики, когда исп-ие ограниченных пр-ых ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение м/у различными членами общ-ва сбалансированы, т.е. сущ-ет совокупная пропорц-ть м/у: ресурсами и их исп-ем; фак­торами пр-ва и результатами их исп-я; пр-ом и потреблением; предложением и спросом. След-но, макроэк-ое равновесие предполагает стабильное исп-ие эк-ой способности индивидов, оптимальную реализацию их интересов во всех сферах нац-ой эк-ки. Такое равновесие — это эк-ий идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без соц-но-эк-их потрясе­ний. В эк-ой теории макроэк-им идеалом яв­-ся построение моделей общего равновесия эк-ой системы. Макроэк-ое равновесие предпол-ет равенство объе­ма совокупного спроса и совокупного предложения. На практике возможны различные варианты изменений совокупного спроса и совокупного предложения. Так, рост совокупного спроса сопро­вождается увеличением цен, объема пр-ва и нац-ого дохода. Падение совокупного спроса вызывает снижение цен, объема пр-ва и нац-ого дохода. Рост совокупного предложения сопровождается ростом объема пр-ва и вы­зывает падение цен. Падение совокупного предложения и соот­-но падение объема пр-ва вызывают увеличение цен. Так как цены и объем пр-ва изменяются в различных направлениях, то изменения нац-ого дохода в этих случа­ях неопределенны. След-но, равновесие на макроуровне достигается очень редко в результате постоянных колебаний со­вокупного спроса и совокупного предложения.

13. Теория эк-ого цикла. Циклич­ность эк-ого развития — это непрерывные колеба­ния рыночной эк-ки, когда рост пр-ва сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цик­личность характер-ся периодическими взлетами и паде­ниями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения эк-ой активности характер-ся преимущественно экстен­сивным развитием, а периоды понижения эк-ой ак­тивности началом преимущественно интенсивного разви­тия. След-но, цикл яв-ся постоянной динамической характер-ой рыночной эк-ки, без него нет развития эк-ки. Эк-ий цикл — это форма движ-я и развития рыночной эк-ки. Циклы продолжит-ю 3-4 года именуются как циклы Китчина, 10-летние циклы — циклы Жугляра или циклы Мар­кса, 15—20-летние циклы — циклы Кузнеца, 40—60-летние цик­лы — циклы Кондратьева. Основу эк-ого цикла составляют периодически воз­никающие эк-ие кризисы. Движ-ие пр-ва от одного эк-ого кризиса до начала другого и называется эк-им циклом. Эк-ий цикл вкл-ет 4 фазы: кризис, депрес­сия, оживление и подъем. Главную фазу эк-ого цик­ла составляет кризис. В нем заключены основные черты цикла. С ним кончается один период развития и начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, а периодическое повторение кризиса придает рыночной эк-ке циклический хар-р.

1.Теория экономических циклов.

Экономические циклы - это периодические колебания уровня экономического развития. т.е. колебания уровня экономической активности фактического ВВП, когда периоды подъема сменяются периодами спада в экономике; процесс прохождения рыночной экономики от одной фазы до следующей такой же, например,как от кризиса до кризиса.

Экономический цикл, с одной стороны, отражает неравномерность в развитии экономики, а с дугой – является причиной и следствием экономического развития, что позволяет рассматривать цикл как постоянную динамическую характеристику, определяющее развитие экономики.

Теория экономических циклов исходит из следующих положений:

- Цикличность экономического развития является закономерным, объективным общеэкономическим явлением. Характер циклического развития экономики является отражением существования и действия универсальных, социальных эволюционных законов развития и совершенствования. Цикличность объективно свойственна как рыночным, так и другим экономическим, развивающимся[1] системам. В своеобразных формах цикличность проявляется и в условиях директивно-плановой экономики.

- явление цикличности признается как многомерное, ряд его форм носит общемировой характер. Тем не менее, продолжительность цикла, отдельные параметры, сроки его протекания, социально-экономические последствия имеют страновые различия.

- цикличность в целом, в том числе и ее самая разрушительная фаза - экономический кризис, признаются не как негативное явление, но и как своеобразная форма обеспечения поступательного развития экономики. Конечно, кризис носит разрушительные последствия для экономики страны и большинства ее населения.

Вместе с тем объективным следствием экономических кризисов, служит появление новых технологий, новых продуктов, рост производительности труда и эффективности производства, структурные преобразования в национальной экономике, изменения в структуре спроса, обновление кредитно-денежной и налоговой политики государства. В конечном счете колебания в экономической активности оцениваются в качестве одного из неизбежных условий обновления и роста, эволюционного развития.

- в качестве сущностной (характерной) черты цикличности признается движение не по кругу, а по спирали. Каждый цикл не является повторением предыдущего, а представляет собой новый виток в развитии, основывающийся на параметрах качественного нового или обновленного порядка. Именно это позволяет признать цикличность формой прогрессивного развития общества.

- теория циклов не является до конца научно разработанной проблемой. Признается необходимость углубления объективных знаний о циклах, их причинах, поисков эффективных методов и средств для сокращения отрицательных последствий кризисов. Большое и решающее значение в рамках нейтрализации негативных последствий экономического цикла отводят государству - разработке и практической реализации эффективной экономической политики.

Виды экономических циклов.

Современная экономическая наука насчитывает большое количество видов циклов.

Циклы Дж. Китчина (циклы запасов) – краткосрочные колебания, продолжительностью 2-4 года, обусловленные жизненным циклом товара. Этот вид циклов Китчин связывал с изменениями мировых запасов золота, Э. Хансен – с неравномерностью воспроизводства оборотного капитала, У, Митчелл – с изменениями денежного обращения.

Циклы К. Жюглара – среднесрочные колебания продолжительностью 7-12 лет, связанные с периодичностью основного обновления капитала, с взаимодействием денежно-кредитных факторов, вызванных деятельностью банка.

Циклы К. Маркса продолжительностью 10 лет связанные с периодичностью массового обновления основного капитала.

Циклы С. Кузнецова, или строительные циклы, продолжительностью 15-20 лет, связанные с периодичностью обновления жилищ и некоторых видов производственных сооружений. Позднее эти циклы стали называть длинные колебания.

Циклы Н. Кондратьева – циклы большой конъюнктуры, продолжительностью 50-60 лет. На основании анализа статистического материала по экономике Великобритании, Франции, Германии и США Кондратьев выявил c конца XVIII по начало XX в. Следующие циклы.

Первый:

· Повышательная волна – с конца 80-х – начало 90-х XVIII до периода 1810-1817гг.;

· Понижательная волна - с периода 1810-1817 до периода 1844-1851гг.;

Второй:

· Повышательная волна – с периода 1844-1851 до периода 1870-1875гг.;

· Понижательная волна – с периода 1870-1875 до периода 1890-1896гг.;

Третий:

· Повышательная волна – с периода 1890-1896 до периода 1914-1920гг.;

· Понижательная волна – с периода 1914-1920 до периода 1939-1945гг.;

Четвертый:

· Повышательная волна – с периода 1939-1945 до периода 1957-1973гг.;

· Понижательная волна – с периода 1957-1973 до периода1982-1985гг.;

Пятый:

· Повышательная волна – с периода 1982-1985гг.

Установленные длинные волны колебаний экономической конъюнктуры носят международный характер и сопровождаются соответствующими трансформациями, как в хозяйственной, так и в общественной жизни общества.

Н.Д. Кондратьев выявил четыре закономерности больших циклов. Первая. В течении 10-20 лет перед повышательной волной совершается оживление в сфере технических изобретений и открытий, а их промышленное использование совпадает с началом этой волны. Вторая. Периоды повышательных волн характеризуются более крупными социальными потрясениями и переворотами в обществе(революции, войны), нежели периоды понижательных волн. Третья. Понижательные волны больших циклов сопровождаются длительной депрессией в сельском хозяйстве.

Четвертая. Повышательная волна длинных циклов способствуют сокращению длительности периодов депрессий средних циклов и нарастанию напряженности их подъема; при понижательной волне периоды депрессии возрастают, а напряженность подъемов понижается.

Выделяют аграрные, сырьевые, энергетические, экологические кризисы.

Экономический цикл включает в себя четыре фазы:

1. Спад, рецессия – характеризируется: резким ухудшением всех параметров экономического развития(сокращением объемов производства; сокращением инвестиций; резким сокращением размеров доходов; сокращением занятости; затовариванием; частичным разрушением производительных сил: недогрузка производственных мощностей, рост безработицы, массовое банкротство, обесценивание основного капитала.)

2. Депрессия(стагнация) – низшая точка спада характеризуется массовой безработицей; низким уровнем заработной платы; низким уровнем ссудного процента; тем,что производство не растет, и не падает; сокращением товарных запасов; приостановкой падения цен.

3. Оживление(экспансия), или фаза восстановления, характеризируется массовым обновлением основного капитала; сокращением безработицы; ростом заработной платы; ростом цен; ростом процентных ставок; повышением спроса на предметы потребления.

Оживление заканчивается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям.

4. Подъем (бум, пик, рост) характеризуется ростом темпов экономического роста; значительным превышением предкризисного уровня производства; ростом инвестиций, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен, заработной платы, прибыли; сокращением безработицы.

14. Соц-ая политика гос-ва. Соц. политика – это политика го-ва осущ-ая в целях во-первых обеспечения усл-ии благосостояния, уровня жизни членов общ-ва, во-вторых для поддержания отн-ии м/у соц. группами, слоями общ-ва и внутри них, в-третьих в целях создания соц. гарантии формир-я эк-их стимулов для участия в общ-ом пр-ве. Осн. показ-ми резуль-ти соц. политики яв-ся уровень и кач-во жизни. Уровень жизни – обеспеч-ть на-я необ-ми матер-ми благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рац-ых пореб-ей. Выдел-ют 4 уровня жизни: достаток, нормальный уровень жизни, бедность, нищета. Кач-во жизни – категория, отражающая условия всех сторон сущ-я общ-ва в опред-ый момент времени. Кач-во жизни вкл-ет: трудовую жтзнь, сфера развития сп-ти чел-ка, семейная жизнь, быт и поддержание здоровья, досуг, окруж. среда и т.д. Показатели кач-ва жизни: индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс интеллектуального потенциала общ-ва, чел-ий капитал на душу нас-я, коэф-т жизнесп-ти нас-я. При исп-ии ИРЧП оцен-ся: ожидаемая продол-ть жизни; уровень образ-я; ВВП на душу нас-я. Механизмы реализ-ции соц. политики в эк-ой сфере: формир-ие доходов и поддержание занятости нас-я. Соц. политика направлена на реш-ие след. задач: 1) стабилизация жизненного уровня нас-я и недопущение массовой бедности;2) сдерживание роста безработицы и матер-ая поддержка без­работных, а также подготовка труд. ресурсов такого размера и ка­чества, к-ые соот-ют потребностям общ-ого пр-ва; 3) поддержание стабильного уровня реальных дох-ов нас-я путем проведения антиинфляц-ых мер и индексации дох-ов; 4) поддержание в нормальном сост-ии и развитие отраслей соц-ой сферы (образ-ие). Т.О., политика дох-ов предст-ет собой составную часть соц-ой политики гос-ва. Важной задачей соц. политики яв-ся соц-ая поддержка со стороны гос-ва, в первую очередь слабо защищенных слоев.

15. Рынок труда. Занятость и безработица. Рынок труда – это сфера, где формир-ся спрос и предложение на труд, обеспеч-ся распред-ие труда и опред-ие цен на различные виды трудовой деят-ти. Следует различать трудоспособное население и нетрудоспособное. К нетрудоспособным отн-ся люди, моложе 16 лет, и лица, достигшие пенсионного возраста. В трудоспособном населении выделяют: Рабочая сила – активная часть нас-я. Какая-то часть из них работы не имеет, поэтому различают занятых и безработных. Занятое население – это та часть населения, к-ая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на гос. службе или учится. Безработное – относятся к экономички активному нас-ю, к-ые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине.Формы безработицы: 1) фрикционная – обычно возникает по личным причинам. Люди, к-ые переходят на другую работу, или только появились на рынке труда; 2) сезонная возникает в опр-ое время года, н-р, в с/х зимой4 3) структурная – возникает тогда, когда струк-ра раб. силы не соотв-ет структуре раб. мест (н-р, закрываются угольные шахты); 4) циклическая – связана с эк-ми колебаниями (спад – увольнение, подъем – прием рабочих).Последствия безработицы: снижается жизненный уровень семьи; пр-во сокращается по сравнению с тем, к-ое могло бы быть достигнуто в условиях полной занятости.Любое правительство считает своим долгом бороться с безработицей: орг-ция сезонных работ (строительство дорог); организует соц-ую ориентацию и преквалификацию и т.д., но этого недостаточно.

16. Экономический рост и его факторы. Эк-ий рост – увеличение реального дохода в эк-ке (ВНП, ВВП или НД), а также рост реального выпуска в расчете на душу нас-я. Эк-ий рост расширяет возможности повышения общего благосостояния нас-я. Факторы: 1) экстенсивные: труд, капитал. Их особ-ть состоит в том, что увеличение выпуска продукта достигается за счет кол-ого расширения этих факторов – в пр-во вовлекается новая раб. сила, устанав-ся больше станков. Квалификация и производ-ть труда не меняется. Отдача прод-ции и дохода на ед-цу капитала остается прежней. 2) интенсивные – технолог-ий процесс, рост професс-ого и образоват-ого уровня раб-ов, т.е. все, что позволяет кач-но усовершен-ть как сами факторы пр-ва, так и процесс их исп-я. Задачи гос-ва по стимулированию эк-го роста: 1) достижение устойчивых и высоких темпов эк-го роста ВВП; 2) обеспечение полной занятости и не допускать ее естественной нормы; 3) бюджетно-фин-ое стимулир-ие эк-го роста. Налоговая политика могла бы содержать след-щие пункты: сберегательную часть доходов освобождать от подоходного налога, снизить налог на инвестиции в наукоемкие отрасли и т.д.

17. Бюджетно-налоговая политика. Гос. бюджет охватывает совок-ть бюджетных отн-ий по формир-ю и исп-ю бюджетного фонда страны. Бюджетные отн-я харак-ют финан-ые отн-я, возникшие м/у пред-тиями с гос-вом, связанные с формир-ем и исп-ем централиз-ого фонда ден. ср-в, предназ-ого для совместного потребления. По своей эк-ой сущности гос. бюджет отражает ден. отн-я, но в отличии от фин-ой системы в целом, перераспределяет лишь имеющуюся у него часть НД. Гос. бюджет – это план расходов и доходов на год. Основные функции бюджета: 1) гос. регулир-ие и стимулир-ие эк-ки; 2) фин-ое обеспечение фин-ой политики; 3) перераспред-ие нац-го дохода; 4) контроль за преобраз-ем и исп-ем централ-ого фонда ден. ср-в. Бюджет состоит из 2-ух статей: 1) доходы – выражают эк-ие отн-я, к-ые сложились м/у плательщиком и гос-ом: а) налоги – обязательные платежи; б) сборы – за право торговли, акцизные сборы и др.; в) неналоговые доходы; 2) расходы – отн-я, к-ые возникают в процессе распред-я бюджетных ср-в на нужды хоз-ва. Превышение доходной части бюджета над расходной наз-ся профицитом. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами; он м.б. вызван: 1) кризис, чрезвычайное положение в стране; 2) необ-ть крупных вложений в развитие эк-ки; 3) чрезвычайное положение (война). Преодоление дефицита должно опираться на развитие предприн-ва, пр-ва. Совокупность бюджетов в стране – бюджетная система: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные. Принципы бюджетной системы: 1) единство – единые правовые нормы, единая классиф-я; 2) самостоят-ть – все уровни единой бюджетной сис-мы обеспечиваются собственными источниками: доходами и правом исп-ть этот доход.

18. Кредитно-денежная политика гос-ва. Деньги играют ключевую роль в процессе обмена на всех рынках. Поэтому спрос и предложение денег должны воздей-ть на все базовые макроэк-ие рынки. Отсюда вытекает особая роль денежно-кредитной политики для функционир-я эк-ки в целом. Кредитно-денежная политика — сознательный контроль за ден. массой в целях поддержания эк-кой стабильности, макс-ого уровня пр-ва и занятости при миним-ой инфляции. ЦБ может воздей-ть на объем ден. массы, контролируя и управляя объемом резервов в банковской системе в целом. Когда ЦБ повышает объем резервов, процесс депозитного расширения ведет к созданию денег. Когда ЦБ уменьшает объем резервов, кол-во денег в эк-ке сокращается вследствие депозитного сжатия. 1. Операции по продаже и покупке гос-ых ценных бумаг. ЦБ может прямо воздей-ть на резервы, покупая или продавая гос-ые ценные бумаги (н-р, облигации министерства финансов) на открытом рынке. Покупая гос-ые облигации, ЦБ увеличивает избыточные резервы всей банковской сис-мы, стимулируя депозитное расширение и, следовательно, увеличение банковских денег в эк-ке. Напротив, продавая облигации, ЦБ уменьшает резервы банковской системы, что ведет к уменьшению ден. массы. ЦБ может купить облигации не только у банков, но и у фирм или у отдельных лиц. 2. ЦБ устанавливает обязательную норму резервов не произвольно, а в определенных пределах. Обязательные резервы — резервы, к-ые любое финансовое учреждение обязано держать по норме, установленной ЦБ. Такая норма яв-ся пропорцией (долей) от депозитов банка. Если ЦБ стремится снизить ден. массу, она может увеличить норму резервов. Если ЦБ, напротив, решило увеличить ден. массу, она может снизить норму резервов. 3. Учетная ставка – ставка, по к-ой ЦБ предоставляет ресурсы ком. банку; рыночная ставка – предоставляет рес-сы населению. Если ЦБ хочет повысить ден. массу в стране, он уменьшает учетную ставку по сравнению с рыночной (ком-ий банк будет выдавать кредит).Помимо этого, ЦБ осуществляют денежно-кредитную политику при помощи менее значительных мер. В любой развитой стране с рыночной эк-кой имеются фондовые биржи — рынки ценных бумаг компаний. ЦБ устанавливается так называемая маржа — минимальная пропорция ст-ти покупаемых ценных бумаг, к-ая должна оплачиваться из собственных ср-в покуп-ля. Установление маржи позволяет ЦБ контролировать тот объем купли-продажи ценных бумаг на фондовой бирже, кот-ый зависит от займов.

19. Теории международной торговли и торговая политика. Мировой рынок предст-ет собой совокупность нац-ых рынков, взаимодей-их через различные формы эк-их отн-ий. Мировой рынок на основе конкуренции опр-ет струк-ру и объем пр-ва, степень развития междунар-ого разделения труда. Современная м/ународная торговля все в большей степени трансформируется в долгосрочные устойчивые отношения м/у поставщиками и потребит-ми. Организац-ой формой таких международно-региональных и глобальных систем производ-ой специализации выступают транснац-ые компании (ТНК) ведущих отраслей промыш-ти. В современных условиях предметная специализация сдает свои позиции, на смену приходит технологическое разделение труда (подетальная, пооперационная) разных стран. ТНК – это крупные корпорация, штаб-квартиры к-ых базируются в Сев. Америке, Европе, Японии, а филиалы по всему миру. На мировом рынке в условиях м/ународной торговли конкуренция сильнее, чем на нац-ом рынке, усиливается ее «технологическая» составляющая – технические знания становятся особым товаром. Внешнеторговый обмен товарами – важнейшая составная часть м/ународных эк-их отн-ий. Внешнеторговый оборот харак--ют пок-ли: объем экспорта на душу нас-я и др., к-ые показывают степень включения страны в мировые хоз-ые связи. Торговая политика – самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правит-ва, связанное с гос-ым регулированием объема внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт, экспорт. Виды ограничения торговля: 1) тариф – таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой. Внутренняя цена импортного товара = мировая цена + ((мировая цена *тарифная ставка)/величина тарифа). Тариф на импортное обеспечение защиты отечественных производителей аналогичных товаров. Аргументы за импортные товары: 1) таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, к-ые необходимо развивать; 2) в результате ограничений импорта возрастает величина экспорта; 3) необ-мы для защиты новых отраслей нац-ой эк-ки, от более зрелых иностранных фирм; 4) необ-мы для защиты отечественных производ-ей от демпинга – продажи импортного прод-ции по цене, ниже внутренней рыночной цены страны-изготовителя; 2) прямая субсидия отечественным производителям – стимулирует рост отечественного пр-ва; 3) нетарифные ограничения – стандарты кач-ва, санитарные ограничения, требования к экологич-им хар-кам оборуд-я. Д.Рикардо. теория сравнительных преимуществ – производит та страна, в к-ой отн-я издержек пр-ва этого товара к издержкам пр-ва всех др. товаров – ниже, чем аналогичное соот-ие в др. странах. Однако, при полной специализации появлялось следствие кривой возрастающих издержек замещения (т.е. при расширении данной отрасли пр-во каждой следующей единицы означал отказ от все большего объема продукции в других отраслях), поэтому растущие издержки замещения ставят границы специализации и максима-ая общая выгода достигается при частичной специализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: