Роль, значение и показатели развития розничной торговли в социально-потребительском комплексе национальной экономики

Торговля - одна из крупных отраслей экономики Республи­ки Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и общественного питания составляет 10,2 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,3 % занятых в эконо­мике (2007 г.).

Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Деятельность торговли и общественного пи­тания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

За 1991-2007 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2007 г. к уровню 1990 г. вырос в 1,6 раза и составил 38168 млрд рублей в действующих ценах.

Рассматривая розничный товарооборот по формам собс­твенности, можно проследить процесс становления в Беларуси многоукладной торговой системы. Постепенно повышается доля частной собственности в структуре розничного товаро­оборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2003 г. доля государственной собственности уменьшилась до 18,4 %, а частной, наоборот, возросла до 79,8 %. За анализируемый пе­риод значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2003 г. - 10,2 %), которая обслуживает в основном сельских жителей. В розничной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2003 г. составила 1,8 %.

Число магазинов в розничной торговле значительно расши­рилось за 1991-2003 гг., однако сокращается сеть магазинов пот­ребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем наблюдаются и некото­рые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увели­чением обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность городского населения в среднем по стране составляла 209 м2 на 1000 жителей, то в 2002 г. она до­стигла 253 м2 при нормативе 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).

Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных мест, во многом определяется раз витием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потре­бительской кооперации на 2011-2015 годы.

В качестве основной цели развития торговой отрасли потребительской кооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли.




double arrow
Сейчас читают про: