Периодизация детства

Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

№ п/п Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности): В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:
  от 0 до 1 года, младенчество (до 1 года);
  1-3 лет - предметно-манипуляторная; преддошкольный период (1-3);
  3-6 лет - игровая; дошкольный возраст (3-6); младший (3-4); средний (4-5); старший (5-6);
  6-10 лет - учебная; младший школьный возраст (6-10);
  10-15 лет - общественно-полезная; средний школьный возраст (10-15);
  15-18 лет - профессиональная. старший школьный возраст (15-18).

Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.

Психолого-педагогические доминанты младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.

Психолого-педагогические доминанты школьников среднего возраста: переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование.

Психолого-педагогические доминанты старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.

*Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Отметим условность и известную подвижность выделенных периодов.

3. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону:

Стадии Радиус значимых отношений Основной выбор или кризисное противоречие возраста Позитивные «ново образования» возраста Деструктивные «ново образования» возраста
Младенчество 0-1 Мать Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности Базисное доверие, надежда Уход от общения и деятельности
Раннее детство 2-3 Родители Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений Воля Навязчивость (импульсивность или соглашательство)
Возраст игры 3-5 Семья Личная инициатива против чувства вины и страха порицания Целеустремленность, целенаправленность Заторможенность
Школьный возраст 6-11 Соседи, школа Предприимчивость против чувства неполноценности Компетентность, умелость Инертность
Подростки 11-18 Группы сверстников Идентичность против смешения идентичности Верность Застенчивость, негативизм
Юность 18-25 Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники Интимность против изоляции Любовь Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений)
Взрос лость 25-60 Разделенный труд и общий дом Производительность против застоя, поглощенности собой Забота, милосердие Отверженность
Старость после 60 Человечество - «мой род» Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения Мудрость Презрение

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: