Существуют возрастные особенности развития личности. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.
№ п/п | Периодизация детства по Давыдову (по ведущему типу деятельности): | В современной науке принята следующая периодизация детского возраста: |
от 0 до 1 года, | младенчество (до 1 года); | |
1-3 лет - предметно-манипуляторная; | преддошкольный период (1-3); | |
3-6 лет - игровая; | дошкольный возраст (3-6); младший (3-4); средний (4-5); старший (5-6); | |
6-10 лет - учебная; | младший школьный возраст (6-10); | |
10-15 лет - общественно-полезная; | средний школьный возраст (10-15); | |
15-18 лет - профессиональная. | старший школьный возраст (15-18). |
Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.
Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.
Психолого-педагогические доминанты младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.
Психолого-педагогические доминанты школьников среднего возраста: переориентация с детских норм на взрослые, подражание, потребность в самоутверждении среди сверстников, поиск друзей, группирование.
Психолого-педагогические доминанты старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.
*Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности. Отметим условность и известную подвижность выделенных периодов.
3. Полный жизненный цикл по Э. Эриксону:
Стадии | Радиус значимых отношений | Основной выбор или кризисное противоречие возраста | Позитивные «ново образования» возраста | Деструктивные «ново образования» возраста |
Младенчество 0-1 | Мать | Основополагающая вера и надежда - против основополагающей безнадежности | Базисное доверие, надежда | Уход от общения и деятельности |
Раннее детство 2-3 | Родители | Самостоятельность против зависимости, стыда и сомнений | Воля | Навязчивость (импульсивность или соглашательство) |
Возраст игры 3-5 | Семья | Личная инициатива против чувства вины и страха порицания | Целеустремленность, целенаправленность | Заторможенность |
Школьный возраст 6-11 | Соседи, школа | Предприимчивость против чувства неполноценности | Компетентность, умелость | Инертность |
Подростки 11-18 | Группы сверстников | Идентичность против смешения идентичности | Верность | Застенчивость, негативизм |
Юность 18-25 | Друзья, сексуальные партнеры, соперники, сотрудники | Интимность против изоляции | Любовь | Исключительность (склонность исключать кого-либо (себя) из круга интимных отношений) |
Взрос лость 25-60 | Разделенный труд и общий дом | Производительность против застоя, поглощенности собой | Забота, милосердие | Отверженность |
Старость после 60 | Человечество - «мой род» | Целостность, универсальность против отчаяния, отвращения | Мудрость | Презрение |