Структура (компоненты) воспитательной деятельности

- Потребностно-мотивационный.

- Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.

- Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).

- Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).

- Эмоционально-волевой.

- Контрольно-оценочный.

Содержание структурных компонентов воспитательной деятельности определяется той парадигмой воспитания, которой придерживается педагог.

1. Свободно-либеральный - характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Это наиболее вредный и разрушительный для дела стиль. Он порождает неопределенность студентов и вызывает у ни напряженность и тревогу.

2. Либеральный стиль - плывущий плот - преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива. Не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете преподавателя здесь не может быть и речи.

3. Авторитарный - разящие стрелы - преподаватель лаконичен. Его тон начальственный. Не терпит возражений. Даже похвала звучит как команда или порицание: "Хорошо ответил, это неожиданно."

4. Демократический - "возвращение бумеранга" - преподаватель опирается на мнение коллектива. Развивает у студентов самоуправление, учитывает индивидуальные способности.

Воспитание, по определению Л.И. Новиковой, — целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание - освобождающее, где педагог и дети - равноправные субъекты, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют. Теоретические основы личностно-ориентированного образования (ЛОРО) разрабатываются сегодня в целом ряде научных институтов, в том числе в РАО и в Академии повышения квалификации. В последние нескольких лет осуществлялись исследования методологических и теоретических основ ЛОРО. Философской основой ЛОРО является экзистенциализм, уделяющий основное внимание индивидуальности, состоянию человеческой души, а не упрощенному пониманию детерминизма воспитания (например, дети счастливы, т.к. они привилегированный класс). Дети имеют право на личную жизнь, а не только общественную. Создание условий развития личности и творческого проявления её индивидуальности – одна из самых сложных задач ЛОРО. Ключевые параметры ЛОРО: воспитательная цель и воспитательное взаимодействие. Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск. Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования личностной компетентности (смогу ли я?). Воспитательная цель рассматривается как пространство взаимодействия. Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.

Таким образом:

- Воспитательная деятельность в концепции ЛОРО рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий успешного развития ребенка, становление его как личности.

- Условиями успешной воспитательной деятельности являются: проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития; осознание факторов, способствующих развитию (эмоциональная стабильность жизни ребенка, позитивная оценка ребенка, успешность его деятельности, гарантии безопасности, вариантность воспитательной среды и выбор) и факторов, тормозящих этот процесс (чувство страха, вины, стыда, отчужденности, одиночества, тотальной неуспешности).

- Личностно-ориентированная воспитательная деятельность может быть реализована при принципиальном отказе от авторитарной парадигмы воспитания и от тоталитарных методов воздействия на детей при доминанте субъект-субъектных и диалоговых отношений в системе учитель-ученик; при условии целенаправленного развития диалоговых отношений между педагогами и детьми.

- Приоритеты воспитательной деятельности: личность ребенка важнее любого воспитательного процесса; чувства и переживания важнее, чем мысли и знания, понимание важнее, чем объяснение, а принятие важнее исправления.

- Направления гуманистической воспитательной деятельности: изучение ребенка, создание условий его саморазвития, организация активной жизнедеятельности детей, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка.

- Ценности воспитательной деятельности: детство, ребёнок, его индивидуальность, его жизнь здесь и сейчас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: