Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1856-1950)

Бернард Шоу является создателем современной английской социальной драмы.

Шоу избирает смех основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью.

Интерес Шоу к проблемам современности сказался уже в самых ранних его произведениях. Шоу написал пять романов: «Незрелость» (1879), «Неразумные связи» (1880), «Профессия Кэшела Байрона» (1882), «Социалист-одиночка» (1883) и «Любовь художников» (1888).

Бернард Шоу многое сделал для реформирования театра своего времени. Шоу был сторонником «актерского театра», в котором главенствующая роль принадлежит актеру, его театральному мастерству и его нравственному облику. Для Шоу театр - это не место увеселения и развлечения публики, а арена напряженной и содержательной дискуссии, которая ведется по животрепещущим вопросам, глубоко волнующим разум и сердца зрителей.

новый тип пьесы - интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не острому сюжету, а напряженным спорам, остроумным словесным поединкам героев. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они будоражили сознание зрителя, заставляли его размышлять над происходящим и смеяться над нелепостью существующих порядков и нравов.

Начало драматургической деятельности Шоу было связано с возникновением в 1891 г. в Лондоне «Независимого театра». Шоу пишет пьесы объединенные названием «Неприятные пьесы»: «Дома вдовца» (1892), «Волокита» (1893) и «Профессия миссис Уоррен» (1893-1894). В «Неприятных пьесах» перед нами внешне вполне порядочные респектабельные буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. За ним скрываются такие явления, как эксплуатация, грязное, бесчестное обогащение за счет труда и несчастий бедняков.

В пьесе «Профессия миссис Уоррен» ставится вопрос о путях обогащения английских буржуа. Эта пьеса была объявлена английской критикой «безнравственной» и запрещена для постановки на сцене. Героиня пьесы миссис Уоррен в прошлом проститутка. Она преуспела в своей «профессии» и стала содержательницей публичных домов в Берлине и Вене, в Будапеште и Брюсселе. О характере «профессии» миссис Уоррен мало кому известно. Она богата, и деньги дают ей возможность стать почтенным членом общества. Шоу доказывает мысль о том, что миссис Уоррен ничуть не хуже всех остальных членов респектабельного буржуазного общества.

Основной конфликт пьесы состоит в столкновении взглядов на жизнь миссис Уоррен со взглядами ее дочери Виви. Виви - первая попытка Шоу создать образ положительного героя, противостоящего миру расчета и наживы.

Вторым циклом пьес Шоу были «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1895), «Избранник судьбы» (1898). В «Приятных пьесах» Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятных пьесах» он прямо обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства» и выдвигал на первый план социальные проблемы, то в «Приятных пьесах» он уделяет основное внимание проблемам морали.

Шоу ставит своей целью сбросить те романтические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий. И если в «Неприятных пьесах» Шоу охотно обращался к приему гротеска, то герои «Приятных пьес» более человечны, и в их изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но вместе с тем убожество духовного мира буржуа, предвзятость его суждений, извращенные представления, скрывающиеся под респектабельной внешностью, черствость и эгоизм - все это показано с большой силой проникновения в самую сущность буржуазной идеологии.

В период 1897-1899 гг. создан цикл «Три пьесы для пуритан»: «Ученик дьявола» (1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брассбаунда» (1899). В предисловии к «Пьесам для пуритан» Шоу поясняет смысл названия сборника. Он противопоставляет свои пьесы таким произведениям, в которых основной интерес сосредоточен на любовной интриге. Шоу стремится показать многообразие форм человеческой деятельности.

Первое десятилетие XX в. и особенно годы, предшествовавшие мировой войне 1914-1918 гг., прошли для Шоу под знаком значительных противоречий его творческих поисков. Выражением демократических взглядов Шоу в этот период явилась одна из его наиболее блестящих и широко известных комедий - «Пигмалион» (1912).

Важным периодом дальнейшего формирования мировоззрения драматурга стали годы первой мировой войны. В это время он выступил с рядом смелых суждений о происходящих событиях. В статье «Здравый смысл о войне» (1914) Шоу писал о том, что в развязывании войны виновна не только Германия, но и другие империалистические державы. Теме войны была посвящена его небольшая пьеса «Огастес выполняет свой долг» (1919г.), в которой в гротескно-сатирических образах осмеяна тупая военщина. Самым значительным произведением тех лет была пьеса «Дом, где разбиваются сердца». Шоу начал работать над ней еще до начала войны, в 1913 г., но закончил в 1917 и опубликовал в 1919 г.

«Дом, где разбиваются сердца» - итог всего предшествующего творчества писателя, и вместе с тем это широкая обобщающая картина жизни предвоенной Англии. Шоу пишет об обреченности буржуазного мира; он смело ставит тему крушения капиталистического общества и показывает войну как закономерное последствие кризиса. Острота социальной критики сочетается здесь с глубиной проникновения в психологию героев - представителей буржуазной английской интеллигенции.

Паутина фальши и лицемерия опутывает отношения людей. Каждого ждут горькие разочарования. Люди утрачивают чувство доверия. Каждый из них бесконечно одинок.

Пьеса лишена четкой сюжетной линии. Драматурга интересуют прежде всего настроения героев, их переживания и свойственное им восприятие окружающей жизни. Беседы героев, их споры и замечания о жизни наполнены цинизмом и горечью; их афоризмы и парадоксы в конечном итоге свидетельствуют о бессилии этих умных и образованных людей перед жизнью. У них нет определенных целей и стремлений, нет идеалов. Перед нами общество людей, переживающих период духовного распада.

Пьеса имеет подзаголовок: «Фантазия в русском стиле на английские темы». Обращаясь к изображению жизни современной ему Англии, Шоу опирается на традиции Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. В тематическом отношении «Дом, где разбиваются сердца» непосредственно перекликается с «Плодами просвещения» и «Вишневым садом».

Шоу упорно ищет новые формы для воплощения своих замыслов. В его пьесах 20-30-х годов преобладают гротескные образы, парадоксально-фантастические ситуации. Он обращается к буффонаде и фарсу, разрабатывает жанр философской утопии. Эти эксперименты сочетаются со смелостью в постановке проблем социально-политического характера; они органически вытекают из стремления проникнуть в сущность отношений в капиталистическом мире, потрясаемом кризисами, раздираемом непримиримыми противоречиями.

Наиболее значительные пьесы Шоу этих лет - «Святая Жанна» (1923), «Тележка с яблоками» (1929), «Горько, но правда» (1932).

Пьеса «Горько, но правда» это политический гротеск, как назвал свою пьесу сам Шоу, содержит горькие истины относительно подлинного характера отношений между людьми в капиталистическом обществе; в ней раскрывается мысль о губительном воздействии богатства на судьбу человека, о лицемерии, которое пропитало все поры буржуазного общества. В пьесе причудливо соединяются фантастика и реальность. Образы действующих лиц даны в гротескном плане. В образах этих людей Шоу отразил характерные явления действительности. Противоестественное устройство жизни сказалось на их взглядах, характерах и поведении. Герои пьесы мечтают об иной, осмысленной и содержательной жизни, хотя сила привычки и инерции не дает слишком часто прорываться этим мечтам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: