Джордж Оруэлл (1903-1950)

Ввел в политический язык термин холодная война

«Скотный двор» (1946) - сатирическая повесть-притча, называемая также антиутопией написана в духе свифтовской сатиры. Оруэлл показал перерождение революционных принципов, постепенный переход от идей всеобщего равенства к диктатуре и тоталитаризму. «Скотный двор» — притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России.

На ферме «Усадьба» зреет восстание. В начале повести фермой владеет мистер Джонс, местный фермер. Старый боров Майор устраивает собрание, на котором призывает свергнуть власть людей. Животные готовятся к восстанию. Однажды Джонс забывает накормить животных, и это становится причиной восстания. Животные выгоняют его, и руководителями фермы становятся свиньи. Животные провозглашают семь заповедей, которые все должны соблюдать. На обновлённом «Скотном дворе» животные считают себя свободными и счастливыми, несмотря на то, что им приходится работать от заката до рассвета. На одном из собраний свинья Наполеон захватывает единоличную власть на ферме, опираясь на поддержку десяти огромных псов. Постепенно, одну за другой, Наполеон отменил все заповеди. Остается одна — «Все животные равны, но некоторые равнее других». Жизнь на ферме проходит под контролем Наполеона и приближённых к нему свиней, которые принимают все решения на «Скотном дворе». Владелец соседней фермы мистер Фредерик пытается захватить Скотный двор, но его попытка оканчивается провалом. Через несколько лет фактически не осталось животных, помнящих времена до восстания. Свиньи переселяются в дом Джонса, надевают его одежду, пьют его вино, играют в карты с людьми – соседями с других ферм. Заканчивается повесть ссорой людей и свиней, за которой наблюдает старая лошадь Клевер, которая всматривается в лица тех и других, но не может определить, кто есть кто.

Романе - антиутопии «1984» (1949) становится идейным продолжением «Скотного двора». Оруэлл обращается к будущему, создавая картину в высшей степени устрашающе-пессимистическую. Общество как тоталитарный иерархический строй, основано на изощрённом физическом и духовном порабощении, пронизано всеобщим страхом, ненавистью и доносительством. В этой книге впервые прозвучало известное выражение «Большой брат следит за тобой». Люди пребывают в страхе, тоталитаризм торжествует, человек полностью подчинен государственной машине.

Главный герой — Уинстон Смит — живёт в Лондоне, работает в министерстве правды и является членом внешней партии. Он не разделяет партийные лозунги и идеологию. Однако он опасается, что девушка Джулия, работающая в том же министерстве, шпионит за ним и хочет разоблачить его. В то же время он полагает, что высокопоставленный сотрудник их министерства, член внутренней партии некий О’Брайен также не разделяет мнения партии и является подпольным революционером.

Однажды оказавшись в районе пролетариев, где члену партии появляться нежелательно, он заходит в лавку старьёвщика Чаррингтона. Тот показывает ему комнату наверху, и Уинстон мечтает пожить там хотя бы недельку. На обратном пути ему встречается Джулия. Смит понимает, что она следила за ним, и приходит в ужас. Он колеблется между желанием убить её и страхом. Однако побеждает страх и он не решается догнать и убить Джулию. Вскоре Джулия в министерстве передаёт ему записку, в которой она признаётся ему в любви. У них завязывается роман, они несколько раз в месяц устраивают свидания, но Уинстона не покидает мысль, что они уже покойники (свободные любовные отношения между мужчиной и женщиной, являющимися членами партии, запрещены партией). Они снимают комнатку у Чаррингтона, которая становится местом их регулярных встреч. Уинстон и Джулия решаются на безумный поступок и идут к О’Брайену и просят, чтобы он принял их в подпольное Братство, хотя сами лишь предполагают, что он в нём состоит.

Через некоторое время их арестовывают в комнатке у мистера Чаррингтона, так как этот милый старик оказался сотрудником полиции мыслей. В министерстве любви Уинстона долго обрабатывают. Главным палачом, к удивлению Смита, оказывается О’Брайен. От постоянных физических и психических мучений Уинстон постепенно отрекается от себя, от своих взглядов, надеясь отречься от них разумом, но не душой. Он отрекается от всего даже от своей любви к Джулии. Теперь он полностью излечился и действительно любит партию, любит Старшего Брата.

"В пятьдесят лет у каждого человека лицо такое, какого он заслуживает.

Англия — это не шекспировский изумрудный остров и не преисподняя, какой изображает ее доктор Геббельс, а… дом викторианского образца, где все шкафы доверху набиты скелетами.

Неискренность — главный враг ясной речи.

Вожди, которые пугают свой народ кровью, тяжким трудом, слезами и потом, пользуются большим доверием, чем политики, сулящие благополучие и процветание.

В любом обществе простые люди должны жить наперекор существующему порядку вещей. "

18. Послевоенная английская литература, ее характерные черты и особенности. Творчество Уильяма Голдинга.

Историческим рубежом в жизни Великобритании и в развитии английской литературы стала вторая мировая война.

Уже в первые послевоенные годы процесс отпадения от Великобритании ее прежних колоний стал особенно интенсивным. Как политическая система Британская империя перестала существовать. Империю заменило Содружество наций, в которое вступали освобожденные колонии. Однако Содружество наций не могло стать заменой империи, хотя именно так пытались представить факт его возникновения правящие круги Великобритании.

Литература живо откликалась на происходящие события, что сказалось в новой волне интереса к колониальной проблематике, переосмыслении и переоценке британцами своего положения на мировой арене, в стремлении определить свою «английскую сущность».

В первые послевоенные годы в стране происходили многие демократические преобразования. В 50-60 гг. были проведены социальные реформы, направленные на поддержание ряда требований трудящихся слоев населения. Это касалось улучшения пенсионного и социального обеспечения, продолжительности рабочей недели, оплачиваемых отпусков. Однако уже в середине 60-х годов обозначился поворот к новой экономической и политической программе, отвечавшей интересам крупного капитала. Выборы 1979 г. привели к власти консерваторов. Увеличивался разрыв между различными слоями населения, между богатыми и бедными. Настроения молодежи, проблемы образования, трудоустройства, обеспечения необходимых условий жизни, вопрос о возможности реализации творческих потенциалов личности, расовые проблемы - все это получило свой отклик в произведениях послевоенных лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: