Совокупные спрос (AD) – это общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос при различных уровнях цен.
Он включает в себя:
а) Спрос со стороны домохозяйств;
б) Спрос фирм на инвестиционные товары;
в) Спрос со стороны государства;
г) Спрос со стороны внешнего рынка.
AD – это сумма внутреннего и внешнего спроса на отечественные товары.
Кривая AD
Кривая AD отражает отрицательную ценовую зависимость и показывает количество товаров, которые потребители готовы купить при различных уровнях цен.
Уровень цен | |
AD | |
ВВП реал. |
Характер положения кривой AD определяется ценовыми и не ценовыми факторами.
Ценовые факторы определяют наклон (конфигурацию AD):
Уровень цен | |
P1 | |
↑ | |
P0 | |
AD | |
AD1 AD0 ВВП реал. |
1. Эффект процентной ставки.
↑ цена => ↑ спрос на деньги => ↑ процентная ставка => ↓ уровень расходов домохозяйств => ↓ AD.
2. Эффект богатства или кассовых остатков.
Активы различных субъектов в определенной степени представлены в виде ценных бумаг, депозитов, финансовых активов, которые имеют постоянную номинальную стоимость.
3. Эффект импортных закупок.
↑ цена => ↑ импорт => ↓ спрос на отечественный товар.
Неценовые факторы приводят к сдвигу AD:
Уровень цен | |
AD1 | |
↑ | |
AD0 | |
ВВП реал. |
1. Доходы населения;
2. Ожидание потребителей;
3. Изменения в государственных расходах.