Оценка рынка сбыта

При оценке рынка сбыта необходимо определить границу рынка, на котором намеревается работать продавец. Границы рынка сбыта устанавливаются путем анализа и совмещения продуктовых границ товарного рынка и географических границ, определяемых возможностями предприятия - продавца.

Важным инструментом оценки перспективности рынка сбыта является исследование его конъюнктуры.

В данном случае, в качестве предмета исследования служит следующая система конъюнктурообразующих факторов:

А. Факторы, характеризующие товарное предложение:

Ø объем и товарная структура рынка;

Ø стабильность ассортимента;

Ø колеблемость цен;

Ø эластичность предложения.

Б. Факторы, характеризующие спрос:

Ø степень удовлетворения потребителей;

Ø сегменты, их размер и потребительская активность;

Ø эластичность спроса;

Ø емкость рынка спроса;

Ø цикличность и сезонность спроса.

В. Пропорциональность рынка сбыта:

Ø соотношение спроса и предложения;

Ø соотношение между объемами товаров, поступающих от местных, российских региональных и иностранных производителей;

Ø доли рынка сбыта между оптовыми и розничными предприятиями торговли;

Ø тенденция развития рынка сбыта, характеризуемая такими показателями, как тренды объемов продаж, цен, прибыли).

Г. Деловая активность рынка сбыта:

Ø частота и размер заказов;

Ø степень загрузки мощностей предприятий;

Ø виды и состояние взаиморасчетов между покупателями и продавцами;

Ø наличие строящихся или реконструируемых предприятий.

Д. Уровень конкуренции и монополизации:

Ø число фирм-конкурентов;

Ø деление рынка между фирмами - конкурентами;

Ø деление рынка между марками товаров - конкурентов.

Е. Характеристика системы распределения (дистрибьюции):

Ø число и типы предприятий, занимающихся прямым сбытом;

Ø число и типы предприятий, организовывающих непрямой сбыт;

Ø анализ каналов сбыта по уровням, широте, территориям, типам товаров и потребителям;

Ø анализ системы логистики сбыта;

Ø анализ системы сервисного обслуживания.

Ж. Уровень коммерческого риска:

Ø инвестиционный риск - риск неполучения или недополучения планируемой нормы окупаемости инвестиций, в т. ч. развитие сбыта;

Ø риск неполучения или недополучения денежных средств за поставку (при товарном кредите);

Ø риск утери, порчи, кражи поставляемой партии товаров;

Ø риск ухода важных покупателей к конкурентам.

Таким образом, методика маркетингового анализа рынка сбыта состоит из следующих основных этапов:

Ø определение границ рынка;

Ø анализ маркетинговой внешней среды рынка сбыта;

Ø оценка конъюнктуры рынка сбыта.

Планирование производственных мощностей

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это потенциально максимально возможный годовой (квартальный, суточный, сменный) объем выпуска продукции, работ, услуг (или добычи, переработки сырья) требуемого качества при заданных номенклатуре и ассортименте на основе прогрессивных норм использования оборудования и производственных площадей с учетом осуществления мероприятий по прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Производственная мощность – это доступный объем вводимых ресурсов в конкретном периоде времени.

Единица измерения производственной мощности предприятия применяются разные в зависимости от характера производства и отраслевого подчинения. Общее правило такое: производственная мощность определяется в тех самых единицах измерения, в которых планируется и совершается учет продукции, что производится и услуги, что оказываются (штуках, тоннах, метрах и т.п.) Например, мощность тракторного завода определяется количеством тракторов в штуках, мощность угольной шахты – количеством угля в тоннах.

В большинстве – это натуральные или условно натуральные измерители по видам продукции (услуг). Для многономенклатурных производств мощность может определяться также показателем стоимости всего объема продукции (услуг). В паспорте предприятия мощность обозначают двойным измерением: числитель – натуральные показатели по видам продукции; знаменатель – общая стоимость (денежный) показатель. На предприятиях отдельных отраслей (например, сахарной и молочной промышленности) производственная мощность характеризуется количеством сырья, что перерабатывается за сутки.

При планировании и анализе деятельности предприятия различают три основных вида производственной мощности:

· перспективную,

· проектную,

· действующую.

Перспективная производственная мощность отражает ожидаемые изменения технологии и организации производства, номенклатуры основной продукции, заложенные в перспективных планах предприятия.

Проектная производственная мощность представляет собой возможный объем выпуска продукции условной номенклатуры в единицу времени, заданную при проектировании или реконструкции предприятия, цеха, участка. Это объем является фиксированным, так как рассчитан на постоянную условную номенклатуру продукции и постоянный режим работы. Однако со временем в результате реконструкции и технического перевооружения, внедрения новой прогрессивной техники и передового опыта организации труда и производства первоначальная проектная мощность изменится, но будет зафиксирована как новая проектная мощность. Это очень важный показатель ориентации производства на достижение высоких показателей. Обусловлено это тем, что проектную документацию, как правило, закладываются проектные решения, наивысшие на момент разработки проекта.

Действующая проектная мощность предприятия, цеха, участка отражает его потенциальную способность произвести в течение календарного периода максимально возможное количество продукции, предусмотренное планом производства товарной продукции заданной номенклатуры и качества. Она имеет динамический характер и изменяется в соответствии с организационно-техническим развитием производства. Поэтому ее характеризуют несколько показателей:

· мощность на начало планируемого периода (входная);

· мощность на конец планируемого периода (выходная);

· среднегодовая мощность.

Входная производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это мощность на начало планового периода, обычно на начало года. Выходная производственная мощность – это мощность на конец планового периода, которая определяется как алгебраическая сумма входной мощности, действовавшей на начало года (на 1 января), и новой мощности, вводимой в течение года и выбывающей в этом же году мощности.

Среднегодовая производственная мощность – это мощность, которой располагает предприятие (цех, участок) в среднем за год с учетом прироста и выбытия наличных мощностей.

Производственная мощность рассчитывается на основе:

· номенклатуры, структуры и количества выпускаемой продукции;

· количества единиц наличного оборудования, находящегося в распоряжении предприятия;

· действующего фонда времени работы оборудования;

· трудоемкости выпускаемой продукции и ее планируемого снижения;

· прогрессивных технически обоснованных норм производительности оборудования;

· отчетных данных о выполнении норм выработки.

Производственная мощь рассчитывается последовательно от низшего звена к высшему, т.е. от производительности (мощности) групп технически однородного оборудования к мощности участка, от мощности участка к мощности цеха, от мощности цеха к мощности предприятия.

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) является категорией динамической, изменяющей в течении планового периода. Эти изменения обусловлены такими факторами:

· износом и, следовательно, списанием и выбраковкой оборудования;

· вводом в эксплуатацию нового оборудования взамен изношенного;

· модернизацией оборудования во время капитального ремонта, что может изменить его производительность;

· реконструкцией и техническим перевооружением всего предприятия или отдельных его производственных подразделений и др.

В целях планирования производства необходимо отслеживать и своевременно уточнять фактическую мощность предприятия. Это осуществляется с помощью среднегодовых производственных мощностей – выбывающей и вводной.

В расчеты производственной мощности предприятия включают:

а) все в наличии оборудование, неисправное и отремонтированное и модернизованное основных производственных цехов;

б) оборудование, что находится на складе и должно быть введено в эксплуатацию в основные цехи на протяжении расчетного периода;

в) резервное оборудование;

г) сверх нормы оборудование вспомогательных цехов, если оно аналогично технологическому оборудованию основных цехов.

Определение производственной мощности предприятия заканчивается составлением баланса, что показывает изменения ее величины на протяжении расчетного периода и характеризуется выходной мощностью.

Как показывает практика, рассчитывать производственную мощность очень сложно. Результаты расчетов часто занимают 200-300 страниц текста, таблиц, графиков, на их составления необходимо более 1000 чел. – ч.

В практике хозяйствования уровень использования производственных мощностей действующего предприятия определяется двумя показателями:

1) коэффициентом проектной мощности (отношение величины поточной и проектной мощности);

2) коэффициентом использования поточной мощности (отношением годового выпуска продукции и среднегодовой производственной мощности величины

Сравнительный анализ этих коэффициентов свидетельствует о наличии на предприятии резерва производственной мощности. Размер резервной мощности для покрытия пиковых нагрузок не превышает 10-15%, а для подготовки и освоения производства новых товаров – 3-5% общей мощности.

К основным путям улучшения использования производственных мощностей относятся (на примере промышленного предприятия):

· техническое перевооружение предприятия;

· обновление и модернизация оборудования;

· повышение экстенсивности нагрузки оборудования;

· ускорение замены морально устаревшей техники;

· повышение степени сопряженности в мощностях действующих цехов, участков, групп оборудования;

· интенсификация производственных процессов; углубление и развитие специализации и кооперации предприятий.

При определении потребностей в производственных мощностях учитывается спрос на отдельные виды продукции, составляется прогноз объемов продаж, вычисляются потребности в оборудовании и рабочей силы, необходимой для обеспечения прогнозируемых объемов продаж и, наконец, составляется план загрузки оборудования и рабочей силы на определенный период. Резервная мощность определяется как разность между проектной мощностью и мощностью запланированной к использованию.

Планирование производственной программы

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам.

План производства и сбыта в стоимостном выражении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: