Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь

В реальном научном познании все методы могут проявлять себя одновременно, во взаимодействии. Их конкретное применение в каждом 124 отдельном случае определяется как уровнем научного познания, так и особенностями объекта или процесса. Они не остаются раз и навсегда данными.

Эмпирический. Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов.

Экспериментом называют такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от активности субъекта, который его проводит. От материального эксперимента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами.

Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории.

На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод.
54. Методы научного познания.

Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического (в том числе философского) освоения человеком окружающего мира (материальной и социальной действительности). Иными словами, метод - это знания, которые превратились в руководство деятельностью. Учение о построении и практическом применении методов называется методологией (греч.methodos- исследованиеLogos- слово, понятие, учение). Она представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Эмпирический. Наблюдение - первая форма отношений человека к миру, его деятельности. Это целенаправленное, организованное восприятие явлений объективной действительности, в результате которого человек получает первичные знания внешних сторонах, свойствах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов.

Экспериментом называют такой метод исследования, который допускает изменение объекта, создание специальных, заранее определенных условий прохождения процесса. Успех эксперимента зависит от активности субъекта, который его проводит. От материального эксперимента нужно отличать мысленный эксперимент, который представляет собой систему логических процедур над идеализированными объектами.

Общелогический. Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюдении и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы.

Основой индукции является наблюдение, эксперимент, анализ синтез, в ходе которых человек получает знания об отдельных объекта их свойствах и на основании их делает общие выводы.

Для систематизации обработки знаний, полученных при наблюдении и эксперименте, применяются анализ и синтез, индукция, дедукция, классификация и другие методы.

Анализ (от греч. analysis- разложение, расчленение)- это деление целого на части с целью познания каждой из этих частей.

Синтез (от греч. synthesis- соединение, составление) представляет собой обратную процедуру, когда проводится соединение отдельные элементов в единое целое (системы) с целью его познания.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей, дополняют друг друга.

Теоретический уровень познания по отношению к эмпирическому характеризуется повышением общности, отражением внутренних, существенных связей и закономерностей мира (природного и социального), его отдельных элементов, объектов. Переход от эмпирического к теоретическому представлен восхождением от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от абстрактных знаний к их синтезу в теории.

На теоретическом уровне используются методы построения идеального объекта (моделирование, формализация, дедукция, аксиоматизация и др.), обоснование теории (исторический и логический), восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: