Основные концепции природы человека. Проблемы происхождения человека. Эволюционная трудовая теория(антропосоциогинез)

Каждый человек является представителем биологического вида homo sapiens (человек разумный). Несмотря на то что биологически он в определенной степени уникален, его биологическую природу нельзя абсолютизировать, она представляет собой лишь предпосылку формирования собственно человеческих качеств, выделяющих его из совокупности других живых существ. К таким качествам, отличающим его от животных, можно отнести следующие: животное приспосабливается к среде — человек способен приспосабливать среду к себе; животное действует, подчиняясь физиологическим потребностям, — человек может преобразовывать природу, следуя общественным потребностям; животное не может изменить способ и среду существования — человек способен распространять свое присутствие в новые для него области природы (водная, подводная, подземная, воздушная, космическая); животное пользуется орудиями труда эпизодически — человек создал огромную индустрию производства средств производства; животное руководствуется инстинктами и непосредственным чувственным восприятием окружающего мира — человек обладает сознанием, разумом, мышлением, воплощающимися в системе научного познания; животное стремится к непосредственной полезности своих действий — человек может создавать нравственные и эстетические ценности, имеет способности к творчеству. Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует, по мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск непосредственных биологических предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные связи сознания и орудийной деятельности и т. п. Не отбрасывается полностью гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет. Нуждаются в более детальной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества. Одним из фундаментальных вопросов выступает соотношение биологического и социального в человеке.


62. Биологическое и социальное в природе человека. Индивид, индивидуальность, личность. Ценности человеческого бытия.

Биологические и социальные факторы вчеловеке. Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом: биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи; основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность. Труд из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества. Современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов. Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание. Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

Человек – это понятие родовое, выражающее общие черты рода человека. Человек – это субстрат или носитель личности. Человек есть телесное, обладающее природными силами, живое, действенное существо.

Личность – это целостный человек в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций. Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельным индивидам. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Личность – это комплекс общественных отношений. Общественное отношение – это взаимодействие людей и социальной среды.

Индивид – это отдельный человек, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека.

Индивидуальность – то особенное, специфическое, что отличает одного человека от всех других, включая как природные, так и социальные свойства, как телесные, так и психические свойства. Индивидуальность – это неповторимость, непохожесть одного человека на других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: