Никяах в первые столетия Ислама

В книге "Менахидж-уль-ибад" Саъидеддина Фергани (ум. в 699/1299) о Никяахе говорится следующее: Из сообщений Корана и Сунны можно сделать вывод, что и женитьба, и жизнь без семьи в Исламе разрешена. Всё зависит от периода времени (эпохи), от конкретной ситуации в стране, от личной конституции человека, которым его наделил Аллах (Славен Он и Велик). В соответствии с этим и сообщения были разными. Во времена Сподвижников Пророка и их последователей - Табиунов, женитьба была более предпочтительным и даже необходимым действием, нежели чем остаться холостым. К этому побуждали три основные причины:

1-ая причина: При жизни Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, существовали идеи безбрачия. Священники считали, что монашество является благим, богоугодным образом жизни.

Пророк Аллаха (меиб), дабы упредить нежелательные последствия монашеского образа жизни, настоятельно рекомендуемые в то время христианскими священниками, запретил монашество. Известен его хадис: " В Исламе нет монашества ". Другой хадис: " Никяах – моя Сунна. Отдалившийся от моей Сунны, - не от меня ".

2-ая причина, побуждавшая к семейной жизни, была следующей: Первые три поколения мусульман жили в такое прекрасное время, что их крепкая вера, терпеливость, довольствование малым и упование на Всевышнего Аллаха были очень сильны. Пророк Аллаха сказал про них: " Самое лучшее из всех времён, это моё столетие. Самым лучшим временем после этого столетия, будет следующее столетие. Далее, самыми лучшими, будут мусульмане после этого столетия. Затем распространится обман. Обманщики станут свидетельствовать против воли остальных мусульман ". Сподвижники, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля, и следующие два поколения мусульман были одухотворены близостью по времени к такой выдающейся личности, как Пророк Аллаха (меиб). Их аскетизм и богобоязненность ограждали их даже от приближения к Хараму (недозволенному). А уже с 4-го столетия, когда свет, излучаемый душой Пророка (меиб) отдалился по времени, мусульмане стали более уязвимы перед искушениями Сатаны.

3-я причина: Пророк Аллаха (меиб) по воле Всевышнего предвидел, что честь распространения по всему миру религии Ислам и Исламской нации, целиком ляжет на плечи первых трёх поколений мусульман. Это так же явилось одной из основных причин его высказывания о никяахе. Каждое слово Пророка Аллаха (меиб) было по существу приказом для Сподвижников. Естественно, что вышеуказанный хадис был для них руководством к действию.

Эти три причины являлись веским основанием для мусульман первых трёх поколений, побуждающим их к женитьбе и увеличению потомства. После этого времени стали появляться общины, сбившиеся с Истинного Пути; распространился обман; фитна; зарабатывать на жизнь дозволенным путём, уберечься от Харама становилось всё труднее. Жить с семьёй в этих условиях было очень тяжело. Поэтому, когда Суфьян Саури (ум. в 161/778-ом г., известный муджтахид, имевший свой мазхаб) услышав хадис, приведённый выше, с радостью воскликнул: "Ей богу, в наше время оставаться холостым - дозволено"! Когда у Бишр ал-Хафи спросили, почему он не женится, тот ответил: "Постоянная борьба со своими страстями и вечный поиск путей духовного очищения, не позволяет мне брать ответственность ещё и за других".

Никяах в наше время

В наше время материальное обеспечение семьи дозволенным путём стало так же трудно. Харам распространился настолько широко, а разновидности недозволенного представлены в таком в огромном разнообразии, что уберечься от всего этого стало чрезвычайно трудно. В таких условиях, заводить семью ради претворения в жизнь сунны Пророка Аллаха могут лишь люди с крепкой, непоколебимой Верой. Мусульманин, который принял решение жениться, должен уметь бороться с соблазнами, уметь зарабатывать на содержание своей семьи дозволенным путём. Но, верным ли будет решение жениться в угоду своей слабости? Жениться для того, чтобы погрязнуть вместе со своей семьёй в грехах, а затем видеть, как твои дети многократно умножают эти грехи, которые являются и твоими? Согласитесь, что такое решение будет не самым лучшим. Если кого-то мучает огонь страсти, то можно гасить этот огонь дополнительным постом (3 дня в середине месяца, или каждый понедельник и четверг). Вместе с тем, если продолжительный пост никак не умиротворяет страсть, тогда этот человек просто обязан жениться (совершить никяах), чтобы уберечься от ещё большего греха. Для такого человека никяах станет обязательным - фард!

Выбор невесты

Ещё задолго до женитьбы, молодые люди должны изучить основные положения шариата и подготовить себя к браку в соответствии с исламским правом. Юноши должны быть готовы к содержанию семьи и в моральном и в материальном плане. Мужчина, решивший создать семью, должен принять намерение жениться с целью исполнения Сунны. Быть готовым к воспитанию своих детей согласно Предписаниям Аллаха, хвала Ему Всевышнему.

Невесту необходимо искать среди высоконравственных представителей прекрасного пола, знающих основы шариата и ведущих себя соответственно и на улице и дома. Разумеется, благочестивый мусульманин не будет искать себе подругу жизни среди дам, разгуливающих по улицам с демонстративно выставленными для всеобщего обозрения "прелестями", с мужскими причёсками и в джинсах "в обтяжку". Конечно же, нет! Даже если она красива и богата, всё равно обручаться с девушкой, потерявшей стыд, по меньшей мере – не целесообразно.

В хадисах есть и прямые запреты на женитьбу с женщинами безнравственными, и советы Пророка (меиб) о выборе невесты: " Не нюхайте цветов, выросших на нечистотах " говорил Пророк Аллаха (мир ему и благословение), по поводу бесстыдниц. В другом хадисе - совет: " Девушку берут в жёны или из-за богатства, или из-за красоты, или из-за Веры. Вы берите верующую. Тот, кто женится из-за богатства, не получит её. Кто берёт девушку только из-за красоты, лишится её ". Конечно же, лучше всего, если она и богобоязненна, и красива.

Девушке мусульманке выходить замуж за неверного (кафира), запрещено - харам. Как только мусульманка примет намерение выйти замуж за кафира, она тут же становится отступницей (мюртед). Их брак будет считаться браком двух кафиров. Им надо будет вновь вместе принять Веру и после этого совершить никяах. По сунне, перед никяахом необходимо увидеть свою невесту.

Сказано, что не рекомендуется брать в жёны 4-х женщин:

1 - Вдову, которая жила с бывшим мужем в полном блаженстве. Вспоминая счастливые прошлые дни, она будет постоянно охать и ахать.

2 - Женщину, которая будет кичиться, и укорять вас своим богатством, высоким положением, достоинствами отца.

3 - Не рекомендуется брать в жёны девушку - транжирку, так как есть опасность, что она будет раздавать ваше имущество без вашего ведома своим родственникам, друзьям.

4 - Не берите женщин, известных своим скверным характером, распущенностью, любительниц сплетен, иначе быть вам "притчей во языцех" - будут ваше имя склонять на всех углах. Помните хадис по поводу цветов, выращенных на навозе. Перед принятием решения о женитьбе, несколько раз читайте молитву "Истихара". В молитвах просите Аллаха субхана ва тааля чтобы вам не помешали в этом ответственном деле ваши недоброжелатели.

Условия Никяаха

Перед никяахом нужно тщательно подготовиться и постараться провести этот акт в согласии с толкованием шариата всех 4-х мазхабов Приверженцев Сунны. К примеру, в мазхабах Малики, Шафии и Ханбали

1) Первым условием для правильного никяаха необходимо разрешение вели (опекуна). Опекуном в этих мазхабах является отец. Если отца нет, то нужно разрешение деда, затем прадеда, затем брата, сына брата, внука брата, затем дяди по отцу, затем сына дяди, внука дяди. Если их нет, то в качестве опекуна может быть кадий или кто-нибудь из благочестивых должностных лиц города, села. В никяахе вели определяется по очерёдности наследования. Только в мазхабе Шафии опекуном не может быть ни сын, ни внук. …

По мазхабу Ханафи необязательно согласие опекуна для никяаха совершеннолетней дееспособной девушки. Но перед никяахом необходимо на это согласие девушки. Тот, кто получил от невесты согласие, становится её доверенным лицом (векиль). Если девушка не давала согласия, то никяах не действителен. Если у сирот нет опекунов мужского пола, то по мазхабу Ханафи их опекунами могут быть матери.

2) Вторым условием никяаха по мазхабу Ханафи - обязательное присутствие совершеннолетних и дееспособных свидетелей. Ими могут быть двое мужчин, или один мужчина и двое женщин из числа мусульман (можно и из числа фасык). По мазхабу Шафии и Ханбали свидетелями должны быть обязательно двое мужчин, и обязательно из числа благочестивых мусульман (салих). По мазхабу Ханафи при никяахе достаточно присутствие опекуна или доверенного лица (мужчины) вместе с ещё одним мужчиной - свидетелем; или должны присутствовать один мужчина и две женщины в качестве свидетелей.

По мазхабу Малики присутствие посторонних свидетелей не требуется. Но обязательным условием является присутствие опекуна, а так же необходимо известить знакомых и родственников.

3) Третьим условием никяаха является обоюдное согласие. По мазхабу Шафии и Ханбали необходима договорённость двух мужчин с использованием слов "муж", "жена" или "никяах". Или используют при договоре другие слова, имеющие схожее значение. Одним из мужчин должен быть женихили его представитель. Другим должен быть опекун или доверенное лицо невесты. Согласно этим двум мазхабам так же необходимо согласие невесты, если она не девственница.

В книге "Ниъмет-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. в 1332/1914) говорится: " Согласно мазхабу Ханафи совершеннолетние и дееспособные мужчина и женщина могут заключать брак в присутствии двух свидетелей. Так же этот никяах могут провести представители одной или обеих сторон. Доверенное лицо должен быть дееспособным и разбирающимся в этих вопросах. Этим лицом может быть и мужчина, и женщина …".

В книге "Мизан-уль-кюбра" Абдулваххаба Шаърани (ум. в 973/1565) говорится: "Согласно мазхабу Шафии и Ханбали при никяахе необходимо присутствие опекуна. По шариату, женщина не может быть опекуном. По мазхабу Ханафи, женщина может обручаться без присутствия опекуна, а лишь назначив доверенное лицо. Однако, если опекун посчитает, что брак неравный, то может аннулировать этот никяах. По мазхабу Малики для никяаха женщины достаточно присутствие доверенного лица. Но, если женщина богата, или из знатной семьи, то необходимо присутствие опекуна. По мазхабам Шафии и Ханбали опекуном не может быть фасык (неблагочестивый мусульманин), а в других двух мазхабах - может. По мазхабуШафии, при отсутствии ближайшего по очерёдности опекуна (например, опекун в отъезде), разрешён никяах с согласия следующего по очереди опекуна. В других трёх мазхабах такой никяах запрещён. Необходимо дождаться настоящего опекуна. Если неизвестно местнохождение ближайшего опекуна, то по мазхабу Ханафи и Малики, решение принимает брат девушки. По Шафии этого делать нельзя. По этому мазхабу отец или дед могут выдавать девушку замуж без её согласия. В мазхабах Малики и Ханбали они тоже имеют такое право, но принуждать девушку к этому весьма нежелательно. По мазхабу Ханафи никто не может заставить совершеннолетнюю и дееспособную девушку выйти замуж без её собственного согласия. В трёх мазхабах кроме Ханафи, право на предварительное обручение маленькой девочки имеет только отец. По мазхабу Ханафи этот акт может совершить любой по очерёдности опекун, но, при достижении совершеннолетия, девушка может аннулировать такое соглашение. По мазхабам Ханафи и Малики опекун может давать согласие на собственный брак с девушкой (конечно же, имеется в виду дозволенный брак). По Ханбали, опекун делает это через своё доверенное лицо. По Шафии этого нельзя делать ни самому опекуну, ни его представителю. В трёх мазхабах разрешён неравный брак, если на это даёт согласие и женщина и опекун. По мазхабу Ханбали этого делать нельзя. По Шафии и Малики никакой опекун не может разрешить неравный брак, даже если этого хочет женщина. По мазхабу Ханафи это разрешается.

Когда речь идет о равенстве жениха и невесты, то:

По мазхабу Шафии имеется в виду равенство рода, культуры, религии, стыдливости и свободы. По мазхабу Малики учитывается лишь религия. По мазхабу Ханафи учитывается одинаковость религии, равенство рода и имущества.

В трёх мазхабах никяах без свидетелей считается недействительным. И, если никяах совершён при свидетелях, то разрешается не оглашать этот акт. В мазхабе Малики никяахбез свидетелей разрешён, но необходимо ппосле этого известить знакомых о состоявшемся браке. По мазхабу Ханафи разрешено при никяахе совместное свидетельство мусульман в составе одного мужчины и двух женщин. При этом не требуется выяснения их благочестивости.

В трёх мазхабах при никяахе мужчины мусульманина и женщины не мусульманки (зимми) необходимо присутствие в качестве свидетелей 2-х мужчин мусульман. В мазхабе же Ханафи, оба свидетеля могут не быть мусульманами. В трёх мазхабах дозволяется заключать брак с иудейкой или христианкой, если есть согласие опекуна невесты. В мазхабе Ханбали никяах с не мусульманкой не дозволен - харам.

В случае, когда после заключения брака обнаружится половая слабость мужчины, по мазхабу Ханафи женщина имеет право на расторжение брака. При отказе мужа расторгнуть брак, женщина имеет право обратиться в суд (Хусумат). В других мазхабах женщина имеет право на Хусумат при выявлении любых существенных недостатков мужа. (Здесь окончен перевод из книги "Мизан-уль-кюбра").

В книгах "Ибни Абидин", "Ниъмет-и Ислам" и "Китаб-уль-фыкх алель-мезахиб-иль-арбаъа" Абдуррахмана Джезири (ум. в 1391-ом г.) говорится: … если перед совершением никяаха женщина поставит условие, что она оставляет за собой право при необходимости расторгнуть брак и мужчина с этим согласится, то, и никяах будет считаться действительным, и женщина будет иметь правов любой момент расторгнуть брак. Это право женщины используют обычно для того, чтобы вернуться к первому мужу (Хулле). Или для того, чтобы совершить хадж, если у них нет мужа или родственника мужчины, в сопровождении которого они могли бы это сделать, и с которым брак запрещён по шариату (Махрем).... Отсюда видна вся несостоятельность утверждений о том, что в Исламе на развод имеют право только мужчины. В силу этого, мол, женщины превращаются в игрушку в их руках. Обычно эта клевета исходит от так называемых "знатоков", которые не слишком утруждают себя изучением сути Ислама. Их главная цель, - любыми путями сбить с толку доверчивых людей и отвратить молодёжь от великой религии Аллаха (Велик Он и Славен).

МАХР: (Подарок жене за брачные отношения) "И давайте жёнам их вено в дар. …" (Коран. 4: 4)

МАХР, пишет Абдуррахман аль-Джезири, - это условленное количество денег, или драгоценного металла, или другого ценного имущества, которое должен будет отдать жених своей будущей жене в качестве подарка.

Махр может быть отдан сразу целиком, или разделён на две части и отдан поочерёдно. В этом случае первая часть будет называется "Махр-и муъаджаль". И её необходимо отдать сразу по заключению Никяаха до первого уединения с супругой. Вторая часть, которая называется "Махр-и мюэджель", отдается в трёх случаях, указанных ниже. Вторая часть Махра, так же как и первая, оговаривается перед Никяахом. Махр не может уменьшиться ни при каких обстоятельствах и должен будет отдан сразу, при возникновении трёх положений. Эти положения могут вступить в силу после первой половой близости или простого уединения согласно Исламу - "Мешру Халвет". Мешру Халвет - это уединение в отсутствии всяких помех для супружеской близости. Если это произошло, то в случае возникновения следующих 3-х положений муж обязан будет по первому требованию (при наступлении времени, указанного в договоре) отдать вторую часть Махра:

1) Если мужчина захочет аннулировать брак.

2) В случае смерти жены, эта часть Махра отдается её наследникам.

3) В случае смерти мужа, отдают жене из наследства мужа. Здесь надо учитывать, что жена может оставить мужу, а если он умрёт, то его наследникам не полученную часть Махра в качестве подарка. Это её право, но не обязанность.

Если при уединении супругов была какая-либо помеха для половой близости и Мешру Халвет не состоялся, то, стало быть, нет причин для того, чтобы отдавать вторую часть Махра. Такое бывает в случае, когда один из супругов: болен; в ихраме; во время поста месяца Рамадан; при менстр. периоде и т. п.

Если после Никяаха супруга совершит действия, ведущие к разводу (например, отступничество - иртидад), то она лишается права на получение отложенного Махр-и муъаджаль.

Если при Никяахе не было оговорено количество Махра, то надо будет отдать установленный шариатом минимальный Махр, который называется "Махр-и мисл" и равен 10 дирхемам серебра. Это означает, что "Махр-и мисл" равен стоимости 33,6 граммасеребра (или 4,8 гр. золота, так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно приравнен к 7 граммам серебра). Давать Махрменьше стоимости 33,6 гр. серебра или стоимости 4,8 грамма золота нельзя, даже если оговаривалась меньшая сумма.

(По мазхабу Ханафи 1 дирхем равен 14 каратам. Вес 1 -го карата составляет 0,24 грамма. Умножив 14 на 0,24, получим вес 1-го дирхема,= 3,36 грамма (см. раздел Закяат).

МАХРАМ (Родственницы, с которыми брак запрещён по шариату)

25 женщин, с которыми в Исламе брак запрещён, называют Махрам.

С 18-ю из них Никяах запрещён навсегда. В это число входят следующие родственницы:

Семь женщин - родственницы по крови (Зи-рахм-и махрам): 1) мать, мать матери, мать отца; 2) дочь, дочь сына, дочь дочери; 3) сестра; 4) дочь сестры; 5) дочь брата; 6) сестра матери; 7) сестра отца.

Семь женщин, которые указаны выше, но являются не прямыми родственниками, а молочными. То есть, имели общую кормилицу.

Четыре женщины - родственницы жены, родственницы жены сына, родственницы жены отца от повторного брака, которые так же запретны ему для Никяаха: 1) мать жены, мать матери жены, мать отца жены; 2) дочь жены от предыдущего брака; 3) жена отца (мачеха); 4) жена сына (невестка). Эти 18 женщин запретны для Никяаха навсегда.

И ещё Семь женщин, брак с которыми временно запрещён.

1) Сестра жены (свояченица). 2) Сестра матери жены. 3) Сестра отца жены. 4) Дочь сестры жены. 5) Дочь брата жены. Брак с этими женщинами станет возможным лишь в случае смерти жены, или развода с ней.

6) Шестая категория женщин, брак с которыми запрещён, являются женщины «Мушрикин» (многобожницы). Нельзя путать таких женщин с «Ахли Китаб» - "обладателями Книги". Слово Мушрик - обозначает: многобожник (кафир - неверующий), не имеющий Книги.

Несмотря на наличие возможности Никяаха с иудейками и христианками (обладателями Книги), женитьба на таких соотечественниц (Зимми) по шариату считается весьма нежелательным актом (Танзихен макрух). Нежелательность Никяаха с ними за пределами своей родины, граничит с запретом (Тахримен макрух). В книге "Ниъмет-и Ислам" говорится, что при Никяахе с иудейкой или христианкой, свидетелями могут быть и не мусульмане. Если первая жена мусульманка, то мужчине разрешается жениться на второй женщине - не мусульманке. Муж мусульманин может жене не мусульманке запретить посещение церквей, синагог. Может запретить изготовление спиртных напитков (например, домашнее вино). Но он не имеет права насильно заставлять её делать полное омовение после менстр. периода.

7) Седьмая категория, - женщина, взятая в плен (Джарийа) и привезённая в Исламское государство. Никяах с ней запрещён для мужчины, у которого уже есть жена из числа свободных женщин (не пленниц). При обратной ситуации, когда первой женой является пленница, следующий брак со свободной женщиной разрешён.

С женщинами этих семи категорий запрещены всякие контакты, выходящие за рамки вынужденного общения. С ними, так же как и со всеми посторонними женщинами, запрещено находится в помещении наедине (Халвет). Если такое нахождение вынужденно, двери помещения должны быть открытыми.

Так же запрещён брак с замужней женщиной. Если эта женщина разведётся и выдержит время Идда, то Никяах с ней станет возможным. Идда - это время, в течение которого разведённая женщина или вдова не может давать согласие на заключение нового брака. Женщина, получившая известие о смерти мужа, или письмо, извещающее, что муж даёт ей развод, может вновь выйти замуж. Но, если эти сообщения окажутся ложными и вдруг объявится муж, с требованием восстановления своих прав, то второй Никяах женщины станет не действительным.

Свободному мужчине (не пленнику) запрещёно иметь более 4-х жён. Невольнику - более 2-х. Мужчина имеет право на брак со второй женщиной, даже если первая жена не даст своего согласия. Если первая жена не согласна на второй брак мужа, или более того, она угрожает из-за этого покончить с собой, то всё равно, лишить мужа права на второй брак она не может. Естественно, мужчине надо искать пути соглашения. Более того, если уж жена его так любит и при этом соблюдает Обязательные Предписания, то отказ от второго брака будет богоугодным делом. Право выбора в этом вопросе и есть величайшая милость Аллаха субхана ва тааля, и мужчине из этой ситуации надо выйти достойно. Если же мужчина не может достичь согласия в семье, творит насилие, материально не обеспечивает свою семью, то ему не то что две жены, но даже одну иметь запрещено (Харам).

Шариат допускает заключение брака с женщиной, забеременевшей от случайной связи с другим мужчиной, до её родов. При этом муж не обязан содержать её до рождения ребёнка, но делать это ему и не запрещено. А вот вступать с ней в супружеские отношения до родов ему строго запрещено. Заключать брак с разведённой женщиной, забеременевшей от предыдущего мужа, можно лишь после её родов. Если мужчина и женщина имели половую связь (совершили большой грех) до вступления в брак и женщина забеременела, то кандидат в отцы её будущего инша-ал-Лаху ребёнка может заключить с ней Никяах и иметь половую близость до рождения ребёнка. В этом случае ребёнок, родившийся спустя шесть (6) месяцев после Никяаха, будет его ребёнком. Ребёнок, родившийся раньше этого срока, так же будет его, если он на это согласится.

Разведённые супруги могут вновь заключить Никяах и иметь половую близость, без ожидания срока Идда. (См. главу Талаак - Развод).

Заключение брака согласно Сунне

При Никяахе, так же как и на свадьбе, мужчины и женщины должны находиться раздельно. Невесте запрещено показываться на глаза посторонним мужчинам даже и в закрытом виде, иначе Никяахможетбытьнарушен. Если кто-то не придаст значения запретам Шариата (Харам), то станет неверным (Кафир).

Бракосочетание по Сунне совершается следующим образом: Человек, проводящий Никяах, предварительно записывает имена жениха и невесты, имена их отцов и свидетелей. Свидетелями по мазхабу Ханафи могут быть двое мужчин; или две женщины и один мужчина (по другим мазхабам см. выше). Представители жениха и невесты (мужчины) уточняют между собой предварительные соглашения о величине Махр а, - свадебного подарка невесте от жениха (деньги, дорогая вещь и т.д.). Мусульманин, проводящий Никяах (опекун невесты, или её доверенное лицо), произносит:

«Альхамдули-ль-Лахи-ль-лази завваджаль арваха би-ль-ашбахи ва ахале-н-никяахи ва харрама-с-сифаха. Ва-с-саляту ва-с-саляму аляа расулина Мухаммадини-ль-лази баййина-ль-харама ва-ль-мубах. Ва аляа алихи ва асхабихи-ль-лазина хум ахлу-с-саляхи ва-ль-фалях. Аузу билляхи мина-ш-шайтани р-раджим. Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим! Ва анкиху-ль-аййама минкум ва-с-салихина мин ибадикум ва имаъикум ин йакуну фукарайа йугьнихиму-л-лаху мин фадлихи. Ва-л-Лаху васиун алим. Садака-л-Лаху-ль Азиим. Каля расулю-л-Лаху салля-л-Лаху Тааля алайхи ва саллям. Ан-никаху суннати фамар-рагьиба ас-суннати фаляйка минни. Садака расулю-л-Лаху». -

- Хвала Аллаху, соединившему воедино тела и души. Разрешил Он бракосочетание и запретил прелюбодеяние. Мир и благословение Аллаха Посланнику Мухаммаду, разъяснившего нам запретное и доступное. Мир и благословение семье Пророка и его сподвижникам, достойным благословения и спасения. Ищу защиты у Всевышнего Аллаха от изгнанного сатаны с Именем Аллаха Милостивого и Милосердного. "И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, - обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!" - (24:32). И Пророк (меиб) сообщает: “ Никяах – моя Сунна. Отдалившийся от моей Сунны, - не от меня ”. Или в сокращённой форме:

" Би-сми л-Лахи ва-ль-хамду-лиль-Лахи, ва-с-саляту аляа Расули-л-Лахи ".

Затем, обращается к жениху (а в его отсутствие, к представителю жениха), примерно в следующей форме: «По предписанию Аллаха Тааля, по Сунне Пророка (меиб), по иджтихаду Имама Абу Ханифа, при свидетельстве присутствующих, при наличии предварительного Махра (Махр-и муъаджаль) в сумме … рублей и последующего Махра (Махр-и мюэджель) в сумме … рублей", отдаю тебе в жёныдочь Ахмада Хатиджу». Величина Махра может быть разной в зависимости от состояния жениха и предварительной договорённости. В тексте обращения могут быть изменены лишь имена и величина Махр а. Если жених отсутствует, то это обращение адресуется к его доверенному лицу и вместо слова "тебе", называют имя жениха. Например: "Хайдару, сыну Али". Эта форма обращения называется ИджабПредложение к заключению брака.

Жених отвечает: " Я согласен на этот Никяах вместе с оговоренным Махр ом ". Если нет жениха, то его доверенное лицо говорит: " Я, будучи доверенным лицом Хайдара, сына Али, согласен на этот Никяах, вместе с оговоренным Махр ом". (Желательно, чтобы и с одной стороны, и с другой произносилась конкретная сумма махра). Такой ответ жениха или его представителя называется КабулСогласие на брак.

После этого, ведущий Никяах обращается с мольбой к Всевышнему Аллаху:

" Аллахуммадж-ал хаза-ль-акда маймунан мубаракан вадж-ал байнахума ульфатан ва махаббатан ва карара, ва ля тадж-аль байнахума нафратан ва фитнатан ва фирара. Аллахумма аллиф байнахума кама алляфта байна Адама ва Хавва ва кама алляфта байна Мухаммадин ва Хадиджату-ль-кубра ва кама алляфта байна Алиййин ва Фатимата-з-Зехра. Аллахумма а-ти лехума авлядан салихан ва рызкан васиан ва умран тавилян. Раббана хеб ляна мин азваджина ва зурриятина куррата а-йунин ва-дж-ална ли-ль-муттакыйна имама. Раббана атина фиддунья хасаната-в-ва филь ахирати хасаната-в-ва кына азабан нар ".

– Мой Аллах, сделай этот брак счастливым и благословенным. Пожалуйста, упрочь их брак и дай им продолжительную любовь. Отдали их от раздоров и сплетен. Укрепи мой Аллах этот брак также, как Ты укрепил брак между Адамом и Евой, между Пророком Мухаммадом и Хадиджой, мир им и благословение Аллаха, между Али и Фатимой, да будет доволен ими Аллах. Мой Аллах, дай им благочестивых детей, большого достатка и продолжительной жизни. Господи, ниспошли на нас свою благость в этом мире и мире загробном, и спаси нас от мучений.

(Затем читаются 3 последних аята Суры 37 (аль-Саффат – Стоящие в ряд): " Субхана Раббика Рабби-ль-иззати аммаа йасифун. Вассалямун алаль мурсалиин. Ва-ль-хамду ли-ль-Лахи Рабби-ль аалямиин " - Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают! И мир посланникам! И хвала Аллаху, Господу миров! и далее читают суру аль-Фатиха).

Мольба в первую брачную ночь: Перед первой брачной ночью, жених и невеста читают по 2 ракаата молитвы. После молитвы, жених кладёт правую руку на голову невесты и читает следующую мольбу:

«Аллахумма барик ли фи ахли ва барик ли ахли фиййа. Аллахумма-р-зукни минха ва-р-зукха минни. Аллахумма джамии-байнана ма джамаа-та фи хайгин ва фаррик байнана изаа фа-р-ракта фи хайрин» - «Аллах мой! Молю, дай мне счастья от семьи и дай счастья и благоденствия от меня нашей семье. Молю, дай мне от моей семьи достаток и от меня моей семье достаток. Аллах мой! Укрепи наши семейные узы, если это на благо нам, и разъедини эти узы, если это станет во вред нам».

Никяах в Исламе считается состоявшимся только после обращений обеих сторон со словами "Иджаба" – «Предложения» и "Кабула" – «Согласия на брак». После процедуры Никяаха, желательно зафиксировать величину Махр а на бумаге (см. приложение). Жених и два свидетеля подписывают это свидетельство и отдают в руки невесте. Отдача Махр а - долг мусульманина, предписанный Аллахом субхана ва тааля. Никяах будет соответствовать требованиям шариата, если и жених, и невеста являются мусульманами. То есть, они должны знать как минимум шесть условий Веры и пять столпов Ислама. Если в этом есть сомнения, то человек, проводящий Никяах после слов: " Би-сми л-Лахи ва-ль-хамду-лиль-Лахи, ва-с-саляту аляа Расули-л-Лаху ", должен подробно, останавливаясь на каждом пункте, разъяснить основы Ислама. Затем, потребовать повторения этих условий и от жениха и от невесты (которая должна находиться в другой комнате, или за ширмой и передавать ответы через своего опекуна). После этого, жених и невеста обязаны подтвердить, что они верят во всё это и, хвала Аллаху, они мусульмане.

[В наше время, после стольких лет полного отсутствия религиозных знаний, весьма желательно, чтобы все присутствующие (в необходимых случаях) так же свидетельствовали: «Ашхаду аль-ля иляха илля-л-Лаху ва ашхаду анна Мухаммадан абду-Ху ва расулю-Ху». - Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. Это утверждение нужно пропустить через сердце и желательно произнести вслух.]

В книге "Меджмуъа-и Зухдиййе" Зухди Паша (Сеййид Ахмад; ум. в 1319/1901) пишет о Никяахе: "Если мужчина при двух свидетелях напишет на бумаге: "Беру тебя в жёны", а девушка в ответ напишет: "Я согласна", то Никяах не будет действительным. Так как эти слова им необходимо произнести вслух. Если невеста при свидетелях прочтёт строки из письма жениха, где он предлагает невесте: "Беру тебя в жёны", и скажет свидетелям: "Я согласна", то акт Никяаха будет состоявшимся. Брак будет действительным и в том случае, если невеста лишь сообщит свидетелям о прочитанном ею послании и скажет им: "Я согласна", или "Я принимаю предложение".

"Если мужчина пошлет своё доверенное лицо сообщить девушке о своём желании жениться на ней, а девушка скажет: "Я согласна" при двух свидетелях, которые слышали сообщение доверенного лица, то Никяах будет действительным. Таким образом, Никяах будет действителен и в случае, когда предложение (Иджаб) и согласие (Кабул) состоятся водном месте, и в случае, когда эти действия совершаются раздельно (в разных местах). Но, при этом необходимо присутствие свидетелей ".

Итак! Если женщина, прочитав присланное ей письмо с предложением о браке, назначит доверенное лицо (мужчину), который в присутствии ещё двух женщин свидетелей совершит обряд Никяаха согласно шариату, то такой Никяах будет действительным. Причём, положение не изменится, если мужчина в своём письме не указал факт наличия у него другой жены. Более того, Никяах останется действительным даже и в том случае, если жених сообщал, что другой жены у него нет, а потом выяснится, что жена у него всё-таки есть. Женщина может расторгнуть брак, если станет известно и доказано, что её доверенное лицо заключил её брак не с тем человеком, кого она имела в виду.

В книге "Ниъмет-и Ислам" говорится: "Для того чтобы брак был равным, при выборе невесты мужчине желательно учесть некоторые моменты. А именно: а) не может быть равным мужчина с низким общеобразовательным уровнем - женщине с более высокой культурой; б) заработок мужчины должен быть выше доходов женщины; в) нечестивый мусульманин (Фасык) не может быт парой благочестивой (Салих) девушке и даже дочери благочестивого отца; г) мужчина должен быть в состоянии предоставить невесте "Махр-и муъаджаль" и обеспечить как минимум её месячное содержание. Такой мужчина может быть парой и более богатой невесте; д) деревенский парень может составить пару городской девушке; е) если жених отдал невесте Махр меньше, чем величина "Махр-и мисл" - минимальный Махр, то опекун может потребовать выплату оставшейся части (до стоимости 33,6 грамма серебра) или обратиться в суд шариата для расторжения брака".

Аль-хамду ли-л-Лахи Раббиль алемийн! (Осн. исп. литература: "Tam İlmihal", M. Sıddık G. İstanbul –1996.

"En güzel DUALAR"Ali Eren. İstanbul - 1995; "Dini Terimler Sözlüğü"- Enver Ören. İstanbul).

Во имя Аллаhа Милостивого и Милосердного! Би-сми л-Лаhи р-Рахмани р-Рахим!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: