Виды развода

1. ат-Талаак-ы ар-радж'и - Предварительный развод: Такой вид развода не нарушает существующий Никах и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время, на протяжении срока Идда (3-х менстр. периодов). Согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока Идда (см. ниже), то их Никяах будет аннулирован, так как Предварительный развод станет Полным разводом. Вот теперь, для возобновления супружеских отношений, будет необходим новый Никяах. Для возникновения Предварительного развода, мужу достаточно сказать жене: "Я тебя освобождаю"; или "Ты свободна". Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если при этих словах, открыто указывающих на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводится, то, всё равно будет считаться, что объявлен Талаак-ы риджъи.

По всем 4-м мазхабам при таком Талааке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания - Идда. При этом нет необходимости для нового Никяаха.

По мазхабам Ханафи и Малики достаточно при этом сказать: "Возвращаюсь к прежнему Никяаху". Свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено не говоря ничего, просто обнять жену, или поцеловать или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему Никяаху.

По мазхабам Шафии и Ханбали при возврате к прежнему Никяаху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. В наличии и согласии опекуна женщины при этом нет необходимости.

2. ат-Талааку аль-Бааъин - Полный развод: Этот вид развода объявляется мужем с намерениемполного разрыва супружескихотношений. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Если же период Идда проходит в состоянии ат-Талааку аль-бааъин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по шариату запрещено в это время прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый Никяах.

Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договорённости согласно шариату. Обычно, этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего Махра, оговоренного при Никяахе (см. раздел "Никяах" в 6-ой части). Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений (см. "ат-Талааку ар-раджъи"). Или, если объявит ей сразу троекратный развод (см. "ат-Талааку -с-Сулясий").

Супруг, не имевший половой близости с женой, и объявивший жене первый Талаак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе является Полным разводом - Талаак-ы баин. Тут нет необходимости в соблюдении срока Идда. Мужчина сразу же должен выплатить ей половину Махра, а женщине по шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.

После объявления 1-ого или 2-огоТалаак-ы Баин, наступает - аль-Байнунату-с-сугьра - Малый развод. Малый развод не является окончательным в том смысле, что после 1-ого или 2-ого полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив "Никаах " сразу, или в будущем. Если же ат-Талааку аль-бааъин был объявлен 3 раза, или объявлен 1раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратногополного развода, то этот вид развода является последним и называется - аль-Байнунату-ль-кубра.

После этого возобновление Никяаха становится невозможным, как бы этого не хотели обе стороны. Впрочем, в шариате предусмотрена и эта возможность. (См. ниже: Хулле).

3. ат-Талааку-с-Сулясий: Третийвид развода - это Окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе 3 раза или более, то Окончательный развод можно считать состоявшимся. Он может объявить Талаак три раза подряд; или может сказать жене: "Я освобождаю тебя трижды"; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-Талааку-с-Сулясий вступает в силу.

После такой формы развода (объявленного трижды), мужчина может жениться на этой же женщине согласно шариату только после " Хулле ". Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу, который объявил ей развода, только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведётся. Возврат к прежнему мужу (Новый Никах) будет ей дозволен после соблюдения всех 4-х предварительных условий. То есть:

1) Выдержит срок Идда. 2) Заключит Никяах с другим мужчиной.

3) Разведётся, после нахождения с ним в супружеских отношениях. 4) Выдержит новый срок Идда.

Несмотря на то, что Аллах субхана ва тааля наделил мужчин правом на развод, Он, хвала Ему Всевышнему, так же предписал им эту сложную процедуру возврата жены для того, чтобы женщины не оказывались в их руках "игрушкой". Учитывая этот весьма сложный процесс возвращения в дом разведённой жены, любой мужчина тысячу раз подумает, прежде чем дать развод любимой женщине, матери своих детей. Поэтому так редки разводы в мусульманских семьях. Благочестивые мусульмане даже и не заикаются о разводе без основательной причины, учитывая большую опасность прохождения жены через процесс " Хулле ".

Имам Ибни Абидин пишет, что по всем 4-м мазхабам необходимость " Хулле " возникает только в том случае, когда Никяах был совершён согласно своему мазхабу. Если же выяснится, что Никяах супругов был совершён с существенными ошибками, из-за которого акт стал недействительным, то троекратное объявление Талаака не влечёт за собой необходимость " Хулле ", при желании повторного Никяаха со своим бывшим мужем. К примеру, Никяах по мазхабу Ханафи может считаться неправильным в следующих случаях: 1) При Никяахе не присутствовал опекун невесты, и невеста дала согласие на брак без него; 2) При Никяахе не были произнесены слова, которые бы точно определяли акт Никяаха. К примеру, жених вместо слов "Беру тебя в жёны", сказал "Сделаю тебе такой подарок" и так далее (см. раздел "Никяах" в 6-ой части).

В книге Мухаммада Маукуфати - "Мевкуфат" говорится, что предпочтительно объявлять 1-ый развод после очищения жены от менструации, не возобновляя с ней половых отношений. Во время первого срока воздержания (Идда) объявлять второй Талаак нельзя. Дождавшись второго очищения, объявляется второй Талаак, и после третьего очищения - третий.

Имам Ибн-и Абидин (1198-1252/1784-1836) пишет, что запрещено объявлять три или дваТалаака подряд или в разное время при одном очищении. Недозволенным новшеством, а стало быть и грехом, будет объявление Талаака после половой близости с женой после очищения, а так же объявление Талаака во время менструации. Муж, объявивший жене Талаак во время менструации или при послеродовом кровотечении, должен немедленно покаяться для избавления от греха, и, если намерение о разводе было твёрдым, объявить ей это после очищения от кровотечения.

По прошествии срока воздержания (Идда), временный развод становится полным разводом - Талаак-ы баин. Если муж при объявлении Талаака уточнил намерение полного развода (см. выше), то возникнет ат-Талааку аль-бааъин - то есть Никяах будет нарушен. Новый Никяах можно будет заключить только после срока Идда. Но, после трёхкратного объявления любого Талаака (баин, риджъи), для нового Никяаха с бывшей женой необходима процедура Хулле. Как было уже сказано, для нового Никяаха с бывшей женой, с которой мужчина разводился трижды, необходимо, чтобы она вышла замуж за другого человека и имела бы с ним половую близость. Причём, ей весьма нежелательно выходить замуж за другого человека с одним лишь намерениемпоследующего возврата к прежнему мужу. Это граничит с большим грехом. Другое дело, когда она вышла замуж с целью создания новой семьи, но потом ей был дан развод.

Если при Никяахе в качестве Махр а (см. раздел Никяах) было отдано жене менее суммы минимального Махра - "Махр-и мисл", который равен стоимости 33,6 граммасеребра (или 4,8 гр. золота, так как в мазхабе Ханафи 1 гр. золота условно равен 7 граммам серебра), то опекун в любое время может ходатайствовать о расторжении такого брака.

Развод может случиться и до свадьбы, и до первой брачной ночи по нескольким причинам: а) если муж после Никяаха сразу даст развод; б) если муж станет отступником; в) если муж будет уличён в интимных отношениях с матерью жены, или дочерью жены. Такой развод называется - Фиркат. В этом случае муж должен будет отдать жене половину Махр а. Если в разводе повинна жена (к примеру, станет отступницей, или будет уличена в интимных отношениях со своим пасынком), то муж не выплачивает Махр. А если Махр был уже выплачен, то должен быть целиком возвращён мужу.

В книге "Ниъмет-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. в 1332/1914) говорится: - Если муж объявит своей жене, с которой находился в супружеской близости, о разводе в совершенно ясной, открытой форме (к примеру, - ты свободна от меня, - я тебя освобождаю и т. д.), то сразу возникнет один ат-Талааку ар-раджъи. Если муж скажет отцу своей жены: "Я отказываюсь от твоей дочери. Пусть выходит замуж, за кого хочет"; или, когда жена просит разрешения пойти погулять, а муж скажет ей: "Я что, привязал тебя. Иди, ты свободна", или скажет ей: "Наш Никяах пропал", или "Дорога открыта, иди на все четыре стороны"… - если подобные выражения были сказаны без намерения развода, то не возникнет Талаак. Не возникнет Талаак и в том случае, когда муж обратиться к своей жене словами: - мама, дочь моя, сестра. Но, если он скажет жене: "С сего момента будь мне сестрой", то возникнет один ат-Талааку аль-бааъин.

Если, при объявлении жене одного из двух разновидностей Талааков, не было сказано (или не показано на пальцах) их количество, то считается, что объявлен один Талаак. Если при этом было сказано или указано число 3, или более, то будет считаться, что развод состоялся по объявлению 3-х Талааков.

В книге "Меджмуъат-уз-Зюхдиййа" Ахмад Зюхди паша (ум. в 1319/1901) пишет: "Талаак - это развязывание узла. При объявлении ат-Талааку аль-бааъин, Никяах сразу прекращает своё действие. В этом случае муж не может возобновить супружеские отношения в течение срока Идда. При объявлении ат-Талааку ар-раджъи, Никяах прекращает своё действие по истечении срока Идда (муж может возобновить супружеские отношения с женой до истечения этого срока в любое время). Никяах становится недействительным, если кто-либо из супругов сознательно отступит от Веры (станет отступником - Мюртед). И объявление о разводе в этом случае не будет иметь никакого значения. (Следовательно, если супруги развелись после прекращения действия Никяаха по этой причине, то для нового Никяаха им надо вновь принять Ислам. Необходимость "Хулле" в этом случае отпадает).

Развод с женой, не исполняющей Обязательные Предписания шариата, не является грехом. В то же время, Аллах субхана ва тааля предупреждает о нежелательности следовать своим страстям и разводиться с женщинами благоверными. Разводиться с женой с объявлением ей подряд три Талаака, без основательных причин, является грехом (Харам).

После объявления развода, муж обязан обеспечить полное содержание жены на протяжении всего периода Идда! Сюда входит обеспечение её питанием, одеждой и жильём.

РАЗЪЯСНЕНИЕ ТЕРМИНА "ИДДА "

Термин ИДДА применяется для обозначения промежутка времени, определённого Священным Кораном, в течение которого вдова или разведённая женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вступать вновь в брак. Период Идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. Установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребёнка. Количество дней периода Идда могут быть больше или меньше и зависит от состояния женщины на момент развода. Например:

1) Если женщина была беременна до развода или до смерти мужа, то Идда заканчивается после родов;

2) Если перед смертью мужа женщина не была беременна, то для неё Идда заканчивается через 4 месяца и 10 дней;

3) Для разведённой не беременной женщины Идда заканчивается после троекратного очищения (после 3-х менстр. периодов).

4) Для разведённых женщин, свободных от менструаций, Идда заканчивается через 3 месяца. (Надо помнить, что при упоминании дней, месяцев, годов в Исламе, подсчёт ведётся по лунному календарю. Количество дней в году по Лунному календарю на 11 дней меньше и составляет 354 дня).

На протяжении всего периода Идда, женщина не должна отлучаться из дома мужа ни днём, ни ночью. Муж (если он жив), в свою очередь, обязан содержать разведённую жену всё это время. По мазхабам Ханафи и Ханбали этот промежуток времени исчисляется от начала первого очищения, до начала четвёртого. По мазхабам Шафии и Малики - заканчивается после трёх очищений.

Если развод был дан окончательный (ат-Талааку аль-бааъин), то мужу запрещено входить в дом (квартиру, комнату), где жена соблюдает срок Идда. Если развод объявлялся менее трёх раз, то по окончании срока Идда, мужу дозволено заключить новый Никяах с этой женщиной.

Муж может передать своё право на развод - жене

Это возможно тремя способами:

1) - Тафуид: (безвозвратная передача). Этот вид Талаака предусматривает вариант развода, когда муж оставляет совершение этого акта на усмотрение жены. Например, он говорит ей одно из следующих выражений: " Разводи себя сама "; или " Оставляю право развода тебе "; или " Если хочешь, ты свободна ". С этого момента женщина может сама принять решение о разводе. Мужчина не сможет отказаться от своих слов. Женщина, в этом случае, не можетосвободить мужа, сказав: " Ты свободен ". Для совершения развода ей необходимо сказать: " Я освобождаю себя ".

В книге "Ниъмет-и Ислам" говорится: "Если мужчина предложит жене развестись "Когда она сама захочет", то она будет иметь право лично выбрать время для развода. То есть в таком случае предложение мужа принимается в буквальном смысле. Если женщина при заключении Никяаха поставит условие, что выходит замуж с условием оставления за собой права на развод в любое время по собственному желанию, и мужчина примет это условие, то такой Никяах будет считаться действительным, а женщина получит это право. Какой Талаак возникнет при использовании права на развод женой, зависит от формы, в какой муж передавал это право жене. Например, если он сказал ей: "Оставляю право развода тебе" с готовностью к разводу, то, при использовании этого права женой, возникнет ат-Талааку аль-бааъин. Если же муж сказал жене: "Разводи себя сама", но при этом не имел намерения разводиться, то возникнет ат-Талааку ар-раджъи.

Если муж решит перепоручить право на развод жене, сказав: "Ты свободна от нашего брака, когда захочешь", а жена скажет в ответ: "Мне этого права не надо", то право на развод всё равно останется за женой и она может им воспользоваться когда захочет, объявив один ат-Талааку ар-раджъи. Талаак вступает в силу с момента объявления.

В книге "Фатава-и Кадыхан" Фахруддина Хасана б. Мансура (Кадыхан; ум. в 592/1196) говорится: "Эбул-Лейс-и Самарканди пишет, что если при Никяахе жених скажет невесте: "Беру в жёны с условием передачи тебе права на развод", то Никяах будет действительным, но жена не получит права на развод по собственному желанию. Жена может получить право на развод по собственному желанию, если при Никяахе скажет: "Выхожу за тебя замуж при условии передачи мне права на развод", а жених ответит ей, что согласен. Это потому, что в первом случае передача права на развод происходило до совершения собственно Никяаха.

2) - Тавкиль - доверительство. То есть, муж может назначить жену своим доверенным лицом для совершения развода. Этот способ передачи права на развод отличается от первого тем, что муж в любое время может лишить её права быть своим доверенным лицом.

3) - Тамлик - передача мужем права на развод жене через третье лицо или письмом. Жена, получив это сообщение, сразу же получит и право на развод. Тамлик так же предусматривает развод при возникновении определённой причины, оговоренной мужем, после которого жена окажется разведённой, как если бы муж объявил ей временный развод - Талаак-ы риджъи. Например, если муж скажет жене: "Если я нарушу (говорит что именно), то ты свободна", то при первом же нарушении того, о чём было оговорено, жена получит временный развод. Если при предупреждении жены, муж имел в виду полный развод - ат-Талааку аль-бааъин, или он говорил ей: "Если я нарушу (…), то пусть дозволенное (Халял) станет мне запретным (Харам)", то при нарушении состоится развод полный развод.

Рассмотрим ещё несколько видов развода.

4) ИЛАА: - Это положение, когда муж поклянётся не приближаться к жене 4 месяца или более того, или без определения срока. Если в течение 4-х месяцев муж воздержится от супружеских связей, то состоится развод в качестве одного ат-Талааку аль-бааъин. Клятва, данная мужем не приближаться к жене менее 4-х месяцев, не будет считаться Илаа. Если клятва будет нарушена мужем до истечения 4-х месяцев, то развод не состоится, но мужчина должен будет возместить по шариату нарушение клятвы. Размер возмещения нарушения клятвы указан в айате 89 суры "Трапеза": "Аллах не взыскивает с вас за легкомыслие в ваших клятвах, но Он взыскивает с вас за то, что вы связываете клятвы. Искуплением этого - накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А кто не найдёт, то - пост трёх дней. Это - искупление ваших клятв, которыми вы поклялись. Охраняйте же ваши клятвы! Так разъясняет Аллах вам Свои знамения, - может вы будете благодарны!".

Женщину, разведённую по клятве одним ат-Талааку аль-бааъин, можно опять взять в жёны с новым Никяахом по прошествии срока Идда. Но с новым Никяахом и возвратом в дом жены, вновь вступит в силу данная мужем прежняя клятва. Если и после третьего Никяаха муж не нарушит своей клятвы, то состоится тройной развод - ат-Талааку-с-Сулясий. Как известно, новый Никяах с бывшей женой, получившей развод после тройного Талаака, возможен только после процедуры Хулле.

5) ХУЛ - это развод, объявляемый мужем в обмен на имущество или деньги. То есть, родственники жены могут уплатить выкуп мужу, взамен чего муж имеет право дать развод жене. Такой развод по шариату дозволяется. В таких случаях весьма нежелательно требовать выкуп, превышающий сумму Махр а. Развод, объявленный по ХУЛ у, будет считаться разводом в один ат-Талааку аль-бааъин.

6) ЗЫХАР - Развод из-за греховного уподобления жены, или частей её тела, женщинам или частям их тел из числа родственниц (махрем) мужа. К примеру, если муж скажет своей жене: "Твоя голова подобна спине моей матери"; или "Ты для меня - всё равно, что бедро моей тётки" и тому подобное, то после таких греховных заявлений, мужу не дозволяется ни обнимать жену, ни целовать, ни тем более вступать в половые отношения. Всё это станет дозволенным для него после искупления греха согласно шариату. Искупление греха по Зыхару такое же, как и искупление при намеренном нарушении поста в месяц Рамадан. А именно - освобождение одного раба (пленника), или шестидесятидневный (60 дней) пост день за днём без перерыва.

7) ЛИЪАН - Это вид развода возникает по требованию жены, когда муж обвинит её в прелюбодеянии, или скажет жене, что её ребёнок не от него (что, в общем, то же самое). Говоря по-другому, это возбуждение женой иска о защите чести при обвинении её в неверности. Если жена, после обвинения её мужем в нарушении супружеской верности не потребует Лиъан а - судебного разбирательства по шариату, то её заключают под стражу до тех пор, пока она не согласится с обвинением или до окончания судебного разбирательства. Если жена согласится с обвинением, то её оставляют без наказания. Муж так же заключается под стражу до окончания судебного разбирательства. Если же муж откажется от своего обвинения до окончания следствия, то обвинение им жены будет расценено как клевета. Он должен понести наказание за клевету. Согласно шариату, за клевету муж должен получить восемьдесят палочных ударов.

Процедура Лиъан а - специального судебного разбирательства происходит следующим образом:

Вначалемуж произносит клятву со словами: " Призываю Аллаха субхана ва тааля в свидетели, что говорю правду и только правду ". Клятву необходимо произнести четыре (4) раза. Затем, на пятый раз, говорит: " Да буду я наказан Аллахом субхана ва тааля, если сказал неправду ".

После этогожена четыре раза произносит клятву со словами: " Прошу Аллаха субхана ва тааля быть свидетелем в том, что этот человек клевещет на меня, обвиняя в супружеской неверности ". Затем, в пятый раз, она должна сказать: " Если этот человек прав, да буду я наказана Аллахом субхана ва тааля ". После этого суд разводит супругов одним ат-Талааку аль-бааъин. После развода через Лиъан, мужчине запрещено (Харам) впредь жениться на этой женщине. Разве что откажется от своих слов и получит соответствующее наказание.

Сопутствующие ситуации

ХИДАНЕ: - Право матери на воспитание ребёнка после развода с мужем. Это право предоставляется матери ребёнка, если она не вышла замуж за другого человека. После неё, это право предоставляется её матери, а затем матери отца. Затем, этим правом по очереди могут воспользоваться сестра и тётка со стороны матери. Кем бы ни воспитывался ребёнок, расходы на его содержание несёт отец ребёнка. Если мать, которая воспитывает ребёнка, бедна, то может пользоваться пособием ребёнка. Если у ребёнка нет отца, то расходуется из наследованного имущества ребёнка. Если же нет никакого имущества, то расходы должны нести ближайшие родственники ребёнка.

Если мать девочки сироты, не имеющей наследства, согласится воспитывать только за выделяемое пособие, а сестра отца (тётя) согласна воспитывать на свои средства, то девочка отдаётся сестре отца.

Мальчик по достижении семилетнего возраста, а девочка по достижении совершеннолетия передаются на воспитание отцу ребёнка. Если он не желает этого, то передаётся по решению шариатского суда. Если отца у ребёнка нет, то ребёнка может взять на воспитание благочестивый мусульманин из числа родственников отца.

Если при разводе муж скажет жене, что подарки, переданные ей перед Никяахом, были его Махр ом, а жена скажет, что нет, это были подарки, то всё съедобное относится в разряд подарков, а остальное - в Махр. Если перед Никяахом отец невесты или её родственники в обмен на своё согласие получили от жениха деньги, или ещё что-либо, то это квалифицируется как получение взятки. И зять, после Никяаха и свадьбы, вполне может потребовать обратно всё отданное им в качестве взятки. Если пожелает добровольно нести дополнительные расходы на свадьбу, то это на его усмотрение. Если кто-либо даст своей дочери на свадьбу деньги, или сделает подарки, то, согласно шариату, после свадьбы (а значит и после развода) не может требовать отданное обратно.

Мужчина, намеревающийся создать семью, должен предварительно изучить значение и правила Никяаха. Так же ему необходимо знать, на что обращать внимание при выборе невесты. Перед созданием семьи каждый мужчина должен хорошо усвоить свои обязанности перед будущей супругой, детьми, родственниками. Рекомендуемым пособием для тщательного изучения этих обязанностей могут служить книги "Мюршид-уль-мютеэххилин" и "Мюршид-ун-ниса" М. Кутбуддина Изники (ум. в 821/1418 г.). В нашей книге об обязанностях мужа перед женой см. в главе " Женщина в Исламе ".

При необходимости развода, мужчине необходимо тщательное изучение всей процедуры "Талаака". Знание положений развода для него становится Фардом (Обязательным Предписанием).

Аль-хамдули-ль-Лахи!

Основная литература, использованная при составлении этой части:

"Dini Terimler Sozlugu" - Enver Oren. Istanbul, 1995.
"En guzel DUALAR" - Ali Eren, Istanbul, - 1995

"Tam Ilmihal", Muhammad Siddik G. Istanbul, -1996.

С нижайшей просьбой к Аллаху субхана ва тааля простить возможные ошибки и упущения -
Абу Тимур Мухаммад Юсуфогьлу Кок-Козлю.
Симферополь - Кок-Коз - Cанкт Петербург,
1996 - 1999 г.г.

Адрес электронной почты для отзывов - m.yusuf@mail.rcom.ru

Хвала Аллаху, Господу миров!
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада!

Да будет доволен Аллах его родом и его сподвижниками!

ПРИЛОЖЕНИЕ К ВОСЬМОЙ ЧАСТИ:


Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим!

НИКЯАХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: