Лидерство и понятие стиля руководства. Классификация стилей и ситуационные модели эффективного руководства

ОТВЕТ:Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Стиль руководства - типичная для руководителя система приемов деятельности, используемая в работе с членами группы.

Различают три основных три подхода к лидерству:

Подход с позиции личных качеств - лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств.

Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход к лидерству реализуется в двух основных направлениях исследования:

лидерское поведение, как зависимую переменную от ситуации.

влияние лидера на изменение ситуации. Стили руководства:

1. Авторитарный стиль - характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя.

2. Демократический стиль - характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении.

3.Либеральный стиль - характеризуется минимальным участием руководителя.

Центральное воздействие на стиль руководства оказывают индивидуальные характеристики руководителя:

физиологические (возраст, здоровье, пол);

психологические (эмоциональность, смелость, властность);

интеллектуальные (образованность, инновационность, знание дела);

деловые (предприимчивость, честность, ответственность, работоспособность, тактичность, уверенность).

Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации.

Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная из них основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили.

Авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:Жесткий,Хозяйский,Непоследовательный

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения.

Наиболее известными концепциями ситуационного руководства являются модель ситуационного руководства Ф. Фидлера, Континуум Р. Танненбаума и У. Шмидта, Концепция жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара, ситуационная модель принятия решения В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.

Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера: стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Для определения стиля руководства он использовал шкалу наименее предпочитаемого сотрудника

Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта; руководитель выбирает один из семи стилей руководства, отличающихся способами использования своей власти и степенью самостоятельности или свободы, предоставляемой подчиненным. В качестве ситуационных переменных, влияющих на выбор стиля, они определили характер решаемой задачи, особенности контекста, личностные качества сотрудника и самого руководителя.

Концепция жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара: основывается на объеме непосредственного руководства подчиненными, социальной и эмоциональной поддержки их руководителем в каждой отдельной ситуации и на «степени зрелости» подчиненных или группы.

Модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго: позволяет руководителю определить, в какой степени он должен привлекать подчиненных к разработке и принятию управленческих решений. При этом предполагается, что он должен концентрироваться и на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой принимается решение.

ОТВЕТ:Существует несколько классификаций стилей руководства, но наиболее распространенная из них основывается на представлениях Курта Левина. Согласно ей выделяются авторитарный, демократический и либеральный стили.

Авторитарный стиль подразумевает жесткое руководство — распоряжения, инструкции, требующие от группы неукоснительного выполнения.

В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:

Жесткий

Хозяйский

Непоследовательный

При демократическом стиле руководства группа в той или иной мере подключается к организации деятельности.

При либеральном стиле руководитель вмешивается, участвует в организации деятельности группы только в том случае, когда члены последней обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения.

Наиболее известными концепциями ситуационного руководства являются модель ситуационного руководства Ф. Фидлера, Континуум Р. Танненбаума и У. Шмидта, Концепция жизненного цикла П.Херси и К.Бланшара, ситуационная модель принятия решения В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго.

Модель ситуационного руководства Ф. Фидлера: стиль руководства практически не меняется от ситуации к ситуации и находится в континууме от ориентированного на взаимоотношения до ориентированного на задачу. Для определения стиля руководства он использовал шкалу наименее предпочитаемого сотрудника

Континуум лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта; руководитель выбирает один из семи стилей руководства, отличающихся способами использования своей власти и степенью самостоятельности или свободы, предоставляемой подчиненным. В качестве ситуационных переменных, влияющих на выбор стиля, они определили характер решаемой задачи, особенности контекста, личностные качества сотрудника и самого руководителя.

Концепция жизненного цикла П. Херси и К. Бланшара: основывается на объеме непосредственного руководства подчиненными, социальной и эмоциональной поддержки их руководителем в каждой отдельной ситуации и на «степени зрелости» подчиненных или группы.

Модель принятия решений В. Врума, Ф. Йеттона и А. Яго: позволяет руководителю определить, в какой степени он должен привлекать подчиненных к разработке и принятию управленческих решений. При этом предполагается, что он должен концентрироваться и на проблеме, которая должна быть решена, и на ситуации, в которой принимается решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: