В настоящее время в мире внедрение системного подхода к управлению качеством осуществляется предприятиями в трех формах:
первый уровень – системы качества по моделям, регламентированным стандартами ИСО 9000;
второй уровень – системы всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM);
третий уровень – системы общего руководства предприятием или общефирменного управления.
Системы всех трех уровней находятся в постоянном развитии и взаимосвязи и во все большей мере интегрируются. Тем не менее, по сути, они являются тремя последовательными ступенями в совершенствовании управления, и системы каждого уровня имеют свои принципиально важные отличительные особенности, которые наверняка сохранятся.
Философия МС ИСО 9000 направлена на обеспечение выполнения требований потребителей. Это обусловливает жизнеспособность данных стандартов. Наличие системы качества на базе МС ИСО 9000 будет еще долго выступать как весьма важный фактор конкурентоспособности, и во многих случаях как необходимое условие заключение контракта на поставку продукции. Однако для завоевания твердых позиций на современных насыщенных рынках уровень систем качества, соответствующий требованиям стандартов ИСО 9000, сегодня является необходимым, но уже недостаточным. Уверенность и успех в конкурентной борьбе в настоящее время могут быть обеспечены применением зарубежными производителями более совершенных систем всеобщего управления качеством (TQM).
К основным постулатам TQM можно отнести следующие:
-цель работы в системе – ноль дефектов (или «делай правильно с первого раза»). Основной смысл постулата – создать постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов – конечная, но фактически недостижимая цель.
- правило работы в системе – предупреждение дефектов, а не их устранение (за этим и применение статистических методов контроля и др.)
- все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика.
Всеобщее управление качеством – это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:
-базовой системы;
-системы технического обеспечения;
-системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:
-высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;
-инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей;
-организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:-качества продукции;-качества организации процессов;-уровня квалификации персонала
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:-ориентация на потребителя;-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности;-подход к системе качества как к процессу;-системный подход к управлению;-постоянное улучшение
Качество: способность набора неотъемлемых свойств продукта, компонента продукта или процесса удовлетворить требования заказчика.
Создаваемая система качества должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем. При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы разбиваются на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:- политика в области качества;- организационная структура и организация работы;- оценка системы качества;- обучение.
Ко второй группе относятся элементы системы, охватывающие проблемы всего предприятия и связанные с проблемами продукции. К ним относятся:- контроль документации;- ведение всех записей по качеству;- применение статистических методов;- контроль средств измерений и контроля;- контроль качества;- хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка изделий;- обращение с дефектной продукцией.
К третьей группе элементов системы качества относятся элементы, специфичные для определенных этапов:- проверка контрактов;- обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих, изготовление и использование).
Главным документом системы качества является «Руководство по качеству».Модель управления предприятием должна строиться на основе следующих базовых положений:
1. Предприятие рассматривается с точки зрения преобразования поступающего в виде сырья и сопутствующих материалов овеществленного потока в готовую продукцию определенного ассортимента.
2. Управление предприятием разделяется на два контура: оперативного и стратегического управления, в основе которых лежат методы и технологии системного, ситуационного, количественного анализа в соответствии с личной управленческой концепцией руководителя, которая бы отражала его взгляды и планы по развитию предприятия.
3. Автоматизация управленческих функций (планирования, контроля, мотивации и др.) предприятия должна быть комплексной, обеспечивающей качественной, своевременной и полной информацией все основные этапы принятия решений.
4. В основе комплексной информационной системы предприятия должны располагаться взаимосвязанные между собой оперативное и основное хранилища данных.
ОТВЕТ:Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции. Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
-качества продукции
-качества организации процессов
-уровня квалификации персонала
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:
-ориентация на потребителя
-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности
-подход к системе качества как к процессу -системный подход к управлению -постоянное улучшение
Качество: способность набора неотъемлемых свойств продукта, компонента продукта или процесса удовлетворить требования заказчика.
Создаваемая система качества должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем. При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы разбиваются на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:
- политика в области качества; - организационная структура и организация работы;
- оценка системы качества; - обучение.
Ко второй группе относятся элементы системы, охватывающие проблемы всего предприятия и связанные с проблемами продукции. К ним относятся:
- контроль документации; - ведение всех записей по качеству; - применение статистических методов; - контроль средств измерений и контроля; - контроль качества; - хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка изделий; - обращение с дефектной продукцией.
К третьей группе элементов системы качества относятся элементы, специфичные для определенных этапов:
- проверка контрактов;
- обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих, изготовление и использование).
Главным документом системы качества является «Руководство по качеству».
Модель управления предприятием должна строиться на основе следующих базовых положений:
1. Предприятие рассматривается с точки зрения преобразования поступающего в виде сырья и
сопутствующих материалов овеществленного потока в готовую продукцию определенного ассортимента.
2. Управление предприятием разделяется на два контура: оперативного и стратегического управления, в
основе которых лежат методы и технологии системного, ситуационного, количественного анализа в соответствии с
личной управленческой концепцией руководителя, которая бы отражала его взгляды и планы по развитию
предприятия.
3. Автоматизация управленческих функций (планирования, контроля, мотивации и др.) предприятия
должна быть комплексной, обеспечивающей качественной, своевременной и полной информацией все основные
этапы принятия решений.
4. В основе комплексной информационной системы предприятия должны располагаться взаимосвязанные
между собой оперативное и основное хранилища данных.