Количественное стихосложение называют еще музыкально-речевым стихосложением,поскольку в основе его ритма лежат и речевые,и музыкальные элементы.К нему относятся антиное стихосложение (метрическое),русское народное стихосложение (песни,частушки,былины),
Восточный аруз (напевы).
Качественное стихосложение (речевой акцентный стих) имеет 3 вида стихосложения:
Силлабическое стихосложение – (силлаба-слог) имеет одинаковое количество слогов в стихотворной строке, свободное количество ударений в строке создает четкий ритм силлабического стиха,ударный, как правило, предпоследний слог строки.
Силлабо-тоническое стихосложение – для него характерно симметричное расположение ударных и безударных слогов,ударения ложатся через один,через два слога и т.д.
Силлабо-тоническое стихосложение имеет 5 основных размеров стоп: (СТОПА- сочетание ударного и безударных слогов)
Двухсложные размеры стоп:
· ЯМБ – сочетание безударного и ударного слога (например: во-дά)
· Хорей – сочетание ударного и безударного слога.
Трехсложные размеры:
Дактиль – ударный-безударный-безударный слог.
Амфибрахий – безударный-ударный-безударный слог.
Анапест – безударный-безударный-ударный слог.
В зависимости от того,сколько стоп в стихотворной строке различают и размеры: двухстопные,трехстопные,четырехстопные и т.д.
Определяя размер стихосложения,следует поставить ударение на слогах и посмотреть сочетание этих ударений и бедударных слогов.
Различное число ударений в строке придает ей своеобразный ритмический характер,строка получает дополнительную смысловую окраску,что следует отмечать при анализе стихотворения.
Сочетая строки с разным количеством ударений,поэт добивается новых оттенков выразительности. ПИРРИХИРОВАНИЕ – пропуск ударений в строке. Это частая особенность в ямбе и хорее.
В стихотворной строке часты логические (смысловые) паузы,которыми мы выделяем особенно значимые слова или фразы.Особый вид междусловесной паузы называют – ЦЕЗУРА.
Цезуры,повторясь в стихе,подчеркивают соизмеримость ритма.
Еще более существенную роль играет цезура на конце строки.Пауза в конце строки особенно важна,она придает стиху особую смысловую окраску,новый,обостренный смысл высказыванию.
Резкая пауза,придающая речи неожиданный,эмоционально окрашенный смысл – это ПЕРЕНОС.
ПЕРЕНОС – пауза,обусловленная не синтаксисом,а ритмом,подчеркивает с особой силой смысл стихотворения,придает особую выразительность стихотворению.