Античный гедонизм и эвдемонизм (Демокрит, Эпикур, Лукреций Карр)

В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Эпикур) утверждались идеи гедонизма (от греч. hedonic – удовольствие, наслаждение), в соответствии с которыми добровольное поведение должно сочетаться с переживаниями удовольствия, порочное – со страданиями. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно», - говорил Эпикур. Гедонизм практический иногда принимал вульгарные формы, фанаты чревоугодия встречались во все времена, но уже мудрецы древности предостерегали от крайностей. «Мера во всем превосходна» (Протагор). «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным» (Демокрит). Лукреций Кар ставил своей целью распространить философское учение, которое могло бы помочь человеку достичь душевного покоя и невозмутимости, избавить его от страха перед богами и смертью. В его понимании эти страхи объяснялись тем, что человек не ведал, какое место ему отведено в мире, чем объясняются природные процессы и какова сущность богов и души. Поэтому, материалистически объясняя все существующее, можно освободить разум и чувства человека от страха и суеверия.

В Античности получило также широкое распространение и такое течение этической мысли, как эвдемонизм (от греч. evda- imonia – счастье, блаженство). Это направление этики стремилось найти гармонию между добродетельным поведением и обретением счастья. Платон, например, выделял такие добродетели, как мужество, мудрость, умеренность, справедливость. По Аристотелю, существуют основные группы добродетелей: дианоэтические (связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность и этические, связанные с деятельностью воли, - мужество, щедрость.

Счастливым, по Аристотелю, в полном смысле может быть только праведный человек, а добрые действия ведут к счастью, к хорошему расположению духа.

Одновременно предполагалось, что злые поступки неизбежно приводят к несчастью и страданию. Злой человек несчастлив уже потому, что ведет безнравственный образ жизни. Сократ утверждал, что несправедливый человек несчастлив при всех обстоятельствах, но особенно он несчастлив, если он уходит от возмездия и остается безнаказанным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: