Синтетический и аналитический учет запасов

Аналитический учет ведется на карточках учета материалов (форма № М-17) и призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью материальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственному лицу. Методика ведения учета производственных запасов предусматривает группировку показателей по складам и материально ответственным лицам, по группам, подгруппам и номенклатурным номерам материальных ценностей, по источникам поступления и направлениями расхода и использования материальных ресурсов. Основой служит исходная информация приходных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильного отражения операций.

Учет наличия и движения производственных запасов ведут кладовщики или зав. складами на карточках складского учета. Учет ведется по номенклатурным номерам в количественном выражении. На каждый номенклатурный номер бухгалтерия открывает отдельную карточку складского учета материалов с указанием номера склада, наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сорта, учетной цены и нормы запаса. Оформленные карточки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлыками.

На отдельных складах учет ведется в специальной книге (сальдовая книга), которая представляет собой сброшюрованные карточки. В этой книге указывается цена, количество и номенклатурный номер по каждому виду материалов. Бухгалтерия передает ее на машинную обработку и получает данные по каждому виду материалов не только в натуральном, но и в денежном измерителе. Такой метод, обеспечивающий единство оперативного складского и бухгалтерского учета, называется оперативно-бухгалтерским (сальдовым).

Вся информация, полученная по первичным документам, отраженная в карточках складского учета, должна учитываться в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выведением остатков после каждой операции. Сопоставление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоянием производственных запасов. На основе этих данных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов.

Вся первичная документация, поступающая в бухгалтерию, подвергается сплошной проверке как по существу операций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчетов. Затем документы таксируются указанное количество материалов в первичных документах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель которой — получение итоговых данных для записей в регистры бухгалтерского учета.

Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или направлениям расхода материалов. Для этого составляются группированные ведомости прихода и расхода. Приходные документы используются для бухгалтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Чтобы получить необходимые данные для аналитического и синтетического учета, ведут накопительные ведомости синтетического учета, которые составляются на основании первичных документов по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в разрезе синтетических счетов и групп материалов.

Исходными данными для учета материалов являются:

— оборотная ведомость по движению материалов;

— ведомость поступления материалов за учетный период;

— ведомость расхода материалов.

Синтетический учет материальных ценностей ведется на активном счете 10 «Материалы» по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других материальных ценностей. На нем ведется учет поступления на склады и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и т.д. При необходимости к счету 10 могут быть открыты субсчета, согласно которым можно подразделить все материалы по способу их использования и назначения в производственном процессе.

Поступление материалов от поставщика и связанные с этим расчеты отражаются в учете следующими проводками:

Дт 10 Кт 60 — отражение стоимости полученных от поставщика материалов;

Дт 19 Кт 60 — отражение НДС, причитающегося к уплате поставщику;

Дт 60 Кт 51 — оплата поставщику;

Дт 68 Кт 19 — списание НДС по оприходованным оплаченным материалам.

Излишки поступивших материалов приходуются как неотфактурованные поставки, с извещением поставщика. В случае недостачи определяется фактическая себестоимость недополученных материальных ценностей, а поставщику предъявляется претензия. При этом делается проводка — отражение фактической себестоимости недостающих материальных ценностей (сверх норм естественной убыли):

Дт 76-2 «Расчеты по претензиям»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Поступление материалов по бартеру отражается в учете проводкой:

Дт 10 «Материалы»;

Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

(Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Учет приобретения (заготовления) материальных ценностей может вестись с применением балансовых счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение стоимости материалов». Разница в стоимости приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, отражается на счете 16 следующими проводками:

Дт 15 Кт 60 (20, 23, 71, 76 и др.) — отражение покупной стоимости согласно поступившим расчетным документам поставщиков;

Дт 10 Кт 15 — стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материалов по учетным ценам;

Дт 16 Кт 15 — отражение положительной разницы между покупными и учетными ценами (в случае отрицательной разницы — обратная проводка);

Дт 20 (23, 25, 26 и др.) Кт 16 — списание накопленных разниц пропорционально стоимости по учетным ценам израсходованных в производстве материалов. Для списания сумм, накопленных по кредиту счета 16, данная проводка делается методом красного сторно.

Отражение операций по приобретению импортных материалов за иностранную валюту:

Дт 60 Кт 52 — предоплата согласно заключенному контракту по курсу, установленному ЦБ РФ на день платежа;

Дт 10 Кт 60 — отражение перехода права собственности на импортные материалы по курсу ЦБ РФ на день совершения операции;

Дт 19 Кт 51 — уплата НДС на таможне;

Дт 68 (субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС») Кт 19 — зачет по НДС;

Дт 10 Кт 68 (субсчет «Расчеты по акциям») — включение сумм уплаченных акцизов в стоимость материалов;

Дт 60 Кт 91 (субсчет 91-1 «Курсовые разницы») — на сумму положительной курсовой разницы, образовавшейся в результате роста курса валюты платежа (в случае падения курса — обратная проводка).

Приобретение материалов у физического лица производится по договорам купли-продажи (глава 30 ГК РФ) и оформляется накладными или актами приемки-передачи. При этом делаются следующие проводки:

Дт 10 Кт 76 — оприходование материала по договорной цене;

Дт 76 Кт 68 — сумма налога на доходы физических лиц, удержанного в предусмотренных законодательством случаях;

Дт 76 (субсчет «Расчеты с продавцами — физическими лицами») Кт 50 (51) — погашение задолженности перед физическим лицом за приобретенные материалы.

Приход по акту в качестве материалов отдельных частей списанных основных средств, товаров:

Дт 91 Кт 01 — отражение стоимости основных средств, поступивших в результате выбытия.

Изготовление материальных ценностей собственными силами. Затраты на изготовление новой тары учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства». Приход на склад тары, изготовленной собственными силами, отражается в учете проводками:

Дт 10 (субсчет 4 «Тара и тарные материалы») Кт 23;

Дт 10 Кт 40 — часть готовой продукции, предназначенной для собственных нужд, оприходована на склад как материалы.

Безвозмездное получение материалов отражается в бухгалтерии следующей проводкой:

Дт 10 Кт 98, затем

Дт 20, 23, 25, 26, 91, 44... Кт 10 и одновременно

Дт 98 Кт 91

Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей должен отражаться по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство, расходов на продажу или другими соответствующими счетами:

20 (изготовление продукции);

23 (на нужды вспомогательных производств);

25 (на общепроизводственные расходы);

26 (на общехозяйственные расходы); 28 (исправления брака).

Списание материалов, используемых для осуществления ремонта основных средств, учитывается по дебету счетов 20, 23, 25 в зависимости от вида основных средств.

Отпуск материалов на непроизводственные нужды отражается проводкой:

Дт 29 Кт 10 — списание ценностей, переданных обслуживающим хозяйствам и производствам.

Материалы, израсходованные на капитальное строительство, относятся на затраты по капитальным вложениям (Дт 08 Кт 10).

Списание бракованных материалов происходит на основании соответствующего акта и отражается проводками:

Дт 28 Кт 10 — списаны бракованные материалы;

Дт 28 Кт 16 — списаны приходящиеся на бракованные материалы отклонения в стоимости.

Продажа материалов. Если материалы были приобретены специально для их дальнейшей перепродажи, учет их приобретения должен вестись с использованием счета 41 «Товары», а реализация — с использованием счета 90 «Продажи».

Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки, отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом выполняются следующие проводки:

Дт 76 (62) Кт 91 — поступление средств от покупателей;

Дт 91 Кт 10 — списана учетная стоимость материалов.

Безвозмездная передача материалов отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке: Дт 91 Кт 10; Дт 91 Кт 68; Дт 99 Кт 91.

НДС, уплаченный за безвозмездно переданные материалы, восстанавливается по дебету счета 19 и кредиту счета 68 и относится на увеличение убытков от безвозмездной передачи материалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow