Во Франции существует дуализм исполнительной власти: Президент республики и правительство (Совет министров).
Президент республики занимает главное место в системе органов государства.
В осуществлении полномочий Президенту помогает его собственный аппарат – несколько сотен личных сотрудников: кабинет Президента и президентский генеральный штаб (Президент сосредоточивает в своих руках руководящие военные полномочия), Лдругие являются советниками Президента.
Правительство Франции – Совет министров состоит из премьер-министра и министров. Вице-премьера во Франции нет.
Во Франции существует множество контрольных и консультативных органов, оказывающих помощь Парламенту и правительству: Конституционный совет, Государственный совет, Счетная палата (счетный суд), Высший совет магистратуры, который ведает судебным управлением – назначением судей, их смещением и перемещением, решает вопрос об их дисциплинарной ответственности и др. (его председатель – Президент, но фактический руководитель – министр юстиции).
|
|
Во Франции 5 различных ветвей осуществления правосудия:
1) общественные суды, рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями – медиаторами (посредниками);
2) иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела;
3) различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.);
4) иерархическая система административных судов;
5) особое звено судов присяжных.
Кроме того, действуют некоторые квазисудебные органы (при Счетной палате – суд бюджетной и финансовой дисциплины).
Во Франции нет права досрочного отзыва депутата (в том числе и в местных советах), не используется народная законодательная инициатива. Институтами непосредственной демократии, урегулированными правом, являются выборы и референдум.
Во Франции действует избирательный кодекс, инкорпорировавший, а затем кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г.