double arrow

II. Выводы и теоретические соображения

1. Уровень притязаний как ситуация выбора; валентность и вероятность. Основная проблема уровня притязаний может быть сформулирована, как очевидное несоответствие между тенденцией ставить все более и более высокие цели (т. е. браться за трудные задачи) и привычным мнением, что жизнь управляется тенденцией избегать лишних усилий (экономия).

К ак говорит Эскалона (Escalona, 1940), эта проблема может быть решена, если рассмотреть психологическую ситуацию в тот момент, когда индивид думает о следующей цели, т. е. точку 2 во временной последовательности. Психологическая ситуация в этот момент представляет собой ситуацию выбора. Человек должен решить, выберет ли он более трудный уровень, прежний или более легкий.

Можно утверждать, что здесь, как и в любой ситуации выбора, выбирается та цель действия, для которой разность между суммой привлекательных моментов (положительная валентность) и суммой неприятностей (отрицательная валентность) будет максимальной. Чтобы определить этот максимум, нужно знать факторы, придающие положительную или отрицательную валентность различным действиям. Мы рассмотрим некоторые из этих факторов, двигаясь от общих к частным.

В ситуации уровня притязаний выбор относится к валентностям различных вариаций одной деятельности. Если выбор делается между разными заданиями, например стрельбой по мишени, умножением двузначных чисел и отгадыванием загадок, валентность или привлекательность будет определяться гораздо большим числом факторов. Из-за большего разнообразия индивидуальных результатов предсказывать что-либо в данном случае трудно. В ситуации уровня притязаний анализ выборов облегчен тем, что общий характер деятельности является постоянным. Выбор определяется различными валентностями, которые имеют для человека различные уровни трудности одной и той же деятельности.

Индивид встречается с возможностью успеха или неудачи, и положительная или отрицательная валентность таких будущих успехов или неудач на различных уровнях является одним из основных составляющих решения. Чтобы определить валентность (Va) на каждом уровне (n) деятельности (А), мы должны учесть отрицательную валентность, которую на этом уровне будет иметь неудача (Va(FaiAn)), и положительную валентность успеха на этом же уровне Va(SucAB).

VaAn=Va(SucAn)+Va(FaiAn).

В качестве иллюстрации понятия «валентность будущих успехов и неудач» можно привести случай решения задачи «сделать двадцать простых примеров на сложение в заданное время» Взрослому испытуемому достижение на очень низком уровне, например, закончить это за один час, не принесет никакого ощутимого чувства успеха. Это «детская игра». Валентность успеха на уровне 1 равна приблизительно нулю. Валентности успеха на уровнях большей трудности, таких, как «окончить это задание за 50 мин», «за 40 мин» и т. д., остаются равными нулю до того момента, пока задача остается «слишком легкой. Дальше валентность достижения становится положительной, хотя поначалу она и очень мала. В нашем примере мы предположим, что на уровне трудности 4 валентность успеха будет равна 1.

С увеличением трудности валентность успеха также увеличивается. Наконец, мы достигаем уровня трудности, слишком трудного для испытуемого. Здесь валентность становится максимальной (условно обозначим ее как 10). Еще более трудные уровни, расположенные за границами возможного, будут, вероятно, иметь ту же положительную высокую валентность.

Выше на шкале находятся степени трудности, которые кажутся индивиду «недостижимыми», например, решение двадцати примеров за 20 с (уровень 14) и уровни выше этого, которые являются «невозможными для человека», например, окончить задание за 5 с. Такие уровни обычно даже не принимаются во внимание. Внутри зоны возможного, таким образом, чем больше степень трудности, тем больше валентность успеха.

Абсолютная величина отрицательной валентности неудачи обычно изменяете» в противоположном направлении. На уровнях крайней трудности отрицательная валентность неудачи будет незначительной. На уровне очень трудного действия неудача может даже не иметь отрицательной валентности. Отрицательная валентность возрастает далее, пока не достигнет максимума в области относительно легких задач. Там она остается максимальной и, наконец, перестает приниматься во внимание где-то в области «слишком легких» задач.

Относительно решающего ряда трудностей можно утверждать:

posVa(SucAhigh) >posVa(SucAlow). (2)

negVa (FaiAhigh) < negVa (FaiAlow). (3)

Общая валентность уровня в соответствии с формулой (1) является алгебраической суммой этих валентностей. Так как положительная валентность успеха возрастает вместе с трудностью, а отрицательная валентность неудач уменьшается, мы можем заключить из формул (2) и (3), что общая валентность высокого уровня всегда будет больше, чем общая валентность низкого уровня, потому что

Va(Ahigh) = Va(SucAhigh) + Va(FaiAhigh) >Va(Suclow) +Va(FaiAlow)=Va(Alow). (4)

Аналитические соображения ведут, таким образом, к заключению, что нет ничего парадоксального в том факте, что люди стремятся к трудным задачам. Теперь объясним, почему не всегда выбирается самая трудная задача.

2. Вероятность будущего успеха; основное теоретическое положение. Ответ состоит в том, что мы имеем дело с будущими успехами и неудачами. На индивида влияет, таким образом, не только привлекательность события, но также и вероятность того, что оно произойдет, таким образом, как он это предполагает.

Эскалона выдвигает далее «теорию результирующей валентности», в соответствии, с которой выбор определяется не валентностями будущего успеха и неудачи как таковыми, а валентностями, измененными соответственно вероятности того, что эти события произойдут. Естественно предположить, что эта «взвешенная» валентность успеха является произведением валентности на вероятность успеха:

Va(SucAn) = Va(SucAn)Prob(SucA). (5 а)

Соответствующей формулой для неуспеха будет следующая:

Va(FaiAn) = Va(FaiAn)Prob(FaiAn). (5 б)

Сумма этих валентностей будет называться «результирующей взвешенной валентностью» |Va(An)|.

Уровень притязаний = n, если |Va(An)|=max. (6)

Теория объясняет, таким образом, некоторые группы экспериментально установленных фактов:

а) тенденцию к установлению относительно высокого уровня притязаний;

б) тенденцию уровня притязаний подниматься только до определенных границ;

в) тенденцию уровня притязаний находиться вне области слишком трудных и слишком легких задач.

Можно предположить, что для одной и той же личности субъективная вероятность успеха более или менее противоположна вероятности неудачи, т. е. вероятность успеха плюс вероятность неудачи равна 1. Неверно было бы, однако, утверждать, что валентности успеха и неудачи всегда противоположны. Люди очень различаются в отношении того, какая тенденция управляет их поведением: избежать неудачи или 'же достичь успеха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: