Кант (Kant) Иммануил

(22 апреля 1724 – 12 февраля 1804) – немецкий философ, родоначальник немецкого классического идеализма, основатель так называемого критического, или «трансцендентального», идеализма. В «докритический» период (до 1770) выполнил ряд исследований, объединенных материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли.

Переход к с критическому» периоду знаменуется попыткой указать принципиальные границы познавательных способностей человека. Исследуя вопрос об условиях возможности достоверного знания в математике и естествознании, И. Кант пришел к допущению особых «априорных» (доопытных) форм созерцания и рассудка. Установленные Кантом «антиномии» (противоречия) разума послужили для него основанием для различения «вещей самих по себе» и «явлений» или способов обнаружения этих вещей в опыте, а также для утверждения, что теоретическому познанию доступны только «явления». Учение Канта оказало огромное влияние на развитие научной и философской мысли, в частности, оно стало исходным пунктом и стимулом для разработки диалектики у Фихте, Шеллинга, Гегеля.

Вместе с тем философия Канта имеет отчетливо выраженный агностический я дуалистический характер, в силу чего в нем нашли опору некоторые реакционные направления последующей буржуазной философии. «Антропология», отрывок из которой публикуется в хрестоматии, принадлежит позднему периоду творчества Канта. В соответствии б мыслью Канта, человек – существо, принадлежащее двум различным мирам: миру природы, где он подчиняется естественной необходимости, и миру свободы, где он выступает как нравственно самоопределяющееся существо. Соч.: Соч., тт. 1 – 6. М., 1963 – 1966-Трактаты и письма. М., 1981. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3; Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд., т. 18; Фишер К. История новой философии, т. 4 – 5. Спб„ 1906 – 1910; Виндельбанд В. История новой философии, т. 2, Спб., 1905;. Асмус В. Ф. Философия И. Канта. М., 1974; Гулыга А. Кант. 2-е изд. М.. 1981.

Приводимый отрывок из И. Канта представляется нам ценным потому, что в нем в образной, почти беллетристической форме раскрываются важные понятия.

Это, прежде всего, понятие личности в узком значении, обозначаемое Кантом термином «просто характер», или «внутренний (моральный) характер». Согласно Канту, человек обладает характером – в указанном смысле, – если он руководствуется твердыми, установленными для себя принципами, «максимами». В отличие от этого можно говорить о характере как «способе чувствования». Его задает человеку природа. Для обозначения его Кант использует термин «темперамент».

Человек обладает характером (т. е. является личностью) и в том случае, и принципы ложны или ошибочны. Такой человек может вызывать отвращение, но в точном научном смысле он все равно остается личностью. Личность задается формальной структурой – самосознанием: «Это то, что человек сам делает из себя».

Очень интересны мысли Канта о двойственности природы некоторых черт характера (злобы, доброты, упорства): они могут быть и свойствами темперамента, и – качественно иными по своей природе – свойствами личности.

Столь же интересно замечание Канта о способе, каким «утверждается характер». Принятие новых принципов обычно происходит не постепенно, а внезапно, создавая впечатление новой эпохи, своего рода возрождения личности. Это наблюдение Канта хорошо подтверждается описаниями «кризисных» событий в жизни личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: