Гоголь Николай Васильевич

(1 апреля I809 – 4 марта 1852) – русский писатель. По окончании Нежинской гимназии высших наук (1828) Н. В. Гоголь приехал в Петербург, предполагая посвятить себя юстиции. Однако атмосфера бюрократической столицы заставила его отказаться от своего намерения. Он меняет несколько мест службы. Постепенно литературная работа вытеснила все его другие занятия. В 1831 г. состоялось знакомство Н. В. Гоголя с А. С. Пушкиным, оказавшим большое влияние на формирование Н. В. Гоголя как писателя. Литературную известность принесли Н. В. Гоголю «Вечера на хуторе близь Диканьки» (1832). Вслед за этим появляются сборники рассказов и комедия «Ревизор» (1836). В 1836 году Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 года, неоднократно возвращаясь в Россию. В Италии он продолжал работать над главным своим произведением – первым томом поэмы «Мертвые души». Появившаяся вскоре повесть «Шинель» (1842), отрывок из которой публикуется в хрестоматии, продолжает волновавшую позднего Гоголя тему «маленького» человека, поднятую еще в «Записках сумасшедшего». Гротескная разработка этой темы Гоголем позволяет ему с невиданной до того остротой наметить многие проблемы, подхваченные впоследствии Ф. М. Достоевским. В 1847 г. Н. В. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», где выступил с религиозно-либералистической проповедью нравственного обновления русского общества того времени. Известная критика этой книги была дана В. Г. Белинским в его письме к Гоголю. Социальная позиция позднего Гоголя была глубоко противоречивой; обличая нравственные устои современного ему русского общества (многие главы «Выбранных мест» были запрещены, цензурой), он вместе с тем признавал монархию, официальную церковь и крепостное право. Анализ этой противоречивости был дан в работах русских революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и др.

Соч.: Поли. собр. сочинений, т. 1 – 14. М., 1937 – 1952.

Лит.: Белинский В. Г. О Гоголе. М., 1949; Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь. – В кн.: Архаисты и новаторы. Л., 1929; Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1934; Эйхенбаум Б. М. О прозе. М., 1970.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина – ставший уже классическим пример бедной, незначительной личности. Анализируя этот образ, А. Н. Леонтьев отмечает чрезвычайную узость основания, на котором зиждется личность Акакия Акакиевича. Это – страсть к переписыванию казенных бумаг. То, что обычно выступает как безличная операция, для Акакия Акакиевича, превратилось в ведущую деятельность. Мы находим все признаки того, что переписывание бумаг для Акакия Акакиевича – действительно ведущий мотив: оно поглощает все мысли его, служит источником разнообразных приятных переживаний, наконец, создает ощущение полноты и смысла жизни. В то же время все другие впечатления или стороны жизни для него как бы вовсе не существуют.

Хотя Н. В. Гоголь не показывает нам, как сложилась личность Акакия Акакиевича, из всего контекста повести следует, что она – порождение конкретных социальных условий существования мелкого чиновника. Ведь те собратья по профессии Акакия Акакиевича, которые приводятся как бы для контраста с ним, по существу, мало, чем от него отличаются. Их «духовные запросы» не идут дальше «рассматривания кое-каких шляпёнок», «комплиментов какой-нибудь смазливой девушке, звезде небольшого чиновного круга» или «модных претензий», сводящихся к приобретению лампы или иной вещицы, «стоившей многих пожертвований, отказов от обедов, гуляний».

Итак, возвращаясь к Акакию Акакиевичу, мы можем повторить, что он – хрестоматийный пример личности низшего уровня. И здесь можно было бы поставить точку. Однако прежде зададим следующие два вопроса.

Достаточно ли это заключение для полного описания и понимания личности Акакия Акакиевича? И – второй вопрос, тесно связанный с первым – следует ли из характеристики личности Акакия Акакиевича как «бедной», «ничтожной» или «низшей» однозначное оценочное отношение к нему?

Над этими вопросами должен задуматься каждый человек, тем более психолог.

В повести Гоголя содержится ответ на эти вопросы, однако он прочитывается как бы между строк. Этот ответ выражен, например, через неожиданное чувство, пронзившее молодого чиновника, который позволил, было, себе посмеяться над Акакием Акакиевичем, но остановился, вдруг увидев все в ином свете, и через долго потом звучавшие в его ушах слова: «Я брат твой».

Во весь же голос ставит и решает эти вопросы Ф. М. Достоевский. Показ и защита ценности живой души любого, пусть самого «жалкого» человека – один из лейтмотивов всего его творчества. Мы отсылаем читателя к прекрасному анализу этой темы в работе М. М. Бахтина, помещенной в Приложении.

Наконец, процитируем мнение профессионального психолога. А. Ф. Лазурский, завершая описание личностей разных уровней, задает вопрос: нельзя ли уровень психического развития использовать как основу ее этико-социальной оценки? Ответ Лазурского – категорически отрицательный. Таким мерилом, по его мнению, может быть лишь тенденция к развитию, присущая любой личности: «И этот именно «священный огонь», это стремление к возможно более полному и всестороннему развитию и проявлению своих духовных сил мы считаем одинаково ценным, будет ли оно проявляться в яркой и разнообразной психике богато одаренного человека или же в бедной, примитивной душе индивидуума, принадлежащего к низшему психическому уровню».

Не имея возможности продолжить здесь обсуждение этих важных вопросов, оставляем их на самостоятельное обдумывание и обсуждение читателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: