правил хорошего микса

#howtocreatemusic

В современном музыкальном мире все больше и больше доминирует так называемый метод сведения “in the box” (в коробке, ящике – перевод с англ.), когда вся обработка и весь процесс сведения происходит полностью в компьютере с использованием только виртуальных программных модулей. Можно сказать, что сейчас отличное время для всех музыкантов, которые хотят получить хороший звук и готовы черпать все необходимые знания, но не имеющие возможности делать сведение в студии с дорогостоящим оборудованием. При большом желании и умении, большую часть сведения можно сделать, сидя за ноутбуком в мониторных наушниках. Главный вопрос, который задают многие музыканты, начинающие осваивать искусство сведения – может ли цифра полностью заменить аналог. Ответ большинства профессионалов сегодня – может. И это уже доказанный факт, т. к. огромное количество материала, который вы слышите по радио или телевидению сводилось именно таким способом. Современное программное обеспечение вполне может удовлетворить самые придирчивые уши. Существует множество производителей, которые специализируются на разработке такого рода софа. Наиболее популярные компании сегодня: Waves, Universal Audio, McDSP, Fabfilter, Sonnox и др. Причем необязательно покупать внешние платины сторонних производителей. Встроенные инструменты обработки современных рабочих станций, таких, как Pro Tools 10, Logic Pro 9, Cubase 6 и др. весьма достойно справляются со своей задачей. Есть одно лишь условие: нужно правильно и в нужном месте их применять.

Как вы понимаете, наличие хороших программ совсем не гарантирует Вам отличное звучание Вашего микса. Для этого необходимо иметь определенный багаж знаний. Сведение- это не просто выстраивание панорамы и громкости инструментала, как многие думают. По сути- это сложнейший процесс, требующий максимальной концентрации и понимания того, что должно получится в конечном итоге. И это не менее творческая часть, чем само написание композиции. С помощью сведения можно передать настроение и картину всей идеи в целом.

Основная проблема, на мой взгляд, музыкантов, начинающих пробовать сводить свои композиции самостоятельно в том, что они смотрят на ручки и фейдеры, начитавшись умных статей и форумов, совершенно забывая о том, что главное -это уши. В правильной ли последовательности расположены процессоры обработки, можно ли повесить сверху еще и delay, не много ли будет и т д. Скажите, если Вам нравится то, что Вы слышите, какая разница что Вы видете на картинке? Ведь в конечном итоге все, что делается в программе нацелено на то, чтобы получить задуманный звук. Я не касаюсь здесь моментов, когда необходимо смотреть на измерительные приборы для контроля пиков и лишних частот, которые человеческое ухо может расслышать с большим трудом.

Это лишь одна из немногих проблем, с которой сталкиваются музыканты, пробующие себя в роли звукоинженеров.

В процессе сведения композиции есть некоторые правила, соблюдая которые Ваш микс сможет звучать лучше по всем параметрам.

Правила, которые я предлагаю, работают лично для меня и многих саунд продюсеров в большинстве случаев. Это общие законы, которые наиболее важны для составления качественного микса.

Итак, 12 правил, которые сделают Ваш микс лучше:

1) Сводите в правильном помещении, используя акустику, которой вы доверяете. Этот совет не случайно идет первым пунктом, т. к. не имея акустики, которой можно доверять и помещения, которое сделано специальным образом, скорее всего, Ваш микс просто обречен. Можно иметь хорошие мониторные наушники и многие вещи и такие, как работа с динамическим и частотным диапазоном, сделать в них. Но основная работа с панорамой, низкими частотами и другими важными аспектами микса требует все же должным образом оформленного акустического помещения и студийных мониторов.

2) Всегда доверяйте своим ушам. Если вы обладаете честной студийной акустикой, которую вы знаете с точки зрения поведения, то всегда доверяйте прежде всего тому, что слышите. Бывают ситуации, когда люди смотрят больше в эквалайзер, компрессор или любой другой модуль и замораживаются над тем, правильно ли они настроили тот или иной параметр, совершенно не обращая внимания, нравится ли им звук, который они в итоге получили. Как уже говорилось, все что вы делаете в конечном итоге нацелено на получение именно нужного Вам звука, а не корректной и ровной картинки в настройках.

3) Используйте измерительные инструменты. Когда речь идет о уже не о “красоте” звука, а о его параметрах громкости, частоты, панораме, то здесь наступает момент, когда за дело должны взяться ваши глаза. Громкость микса на мастере, частотная характеристика инструментов и микса в целом, стерео панорама. Все эти параметры необходимо контролировать с помощью измерительных плагинов. Использование мультиметров, частотных анализаторв, анализаторов ширины панорамы и др. всегда необходимо для того, чтобы сделать ровный и детальный микс.

4) Обрезайте низкие частоты у всех “не басовых” инструментов. Все дело в том, что больше всего грязи идет именно от низких частот. Волны с низкой частотой труднее всего рассеиваются в пространстве. Множество инструментов среднечастотного и даже высокочастотного характера могут содержать в себе информацию в диапазоне до 100 Гц, которую не сразу и услышишь. Соответственно, если такой информации будет понемногу в каждом инструменте в Вашем миксе, это может создать серьезные проблемы для басовых инструментов, таких, как бочка или бас линия. По этой причине желательно использовать частотный анализатор на каждом инструменте, чтобы точно понимать какой спектр он занимает. И, соответственно, обрезать все, что ниже 150-200 Гц у инструментов, которые не должны иметь информацию в этом диапазоне

5) Используйте опорный (альтернативный) материал. Я советую всегда загружать 2-3 композиции в зону аранжировки, которые просто нравятся лично Вам по сведению или другим аспектам. Это помогает на живом примере услышать то, что может помочь в трудную минуту двинуться вперед.

6) Группируйте инструменты по типу и частоте. Группировка нескольких дорожек позволяет Вам ускорить процесс сведения и обработать за раз сразу несколько похожих по типу и частоте инструментов. На самом деле, чем быстрее Вы будете двигаться в работе над сведением композиции, тем больше шансов, что Вы сведете ее правильно. Когда процесс затягивается на неделю или даже больше, наступает момент, когда уже просто не понимаешь, как должно быть и что вообще за идея была изначально. По этой причине лучше все делать быстро, пока микс имеет воздействие на вдохновение.

7) Используйте параллельную компрессию для “оживления” драм-партий. Использование так называемой “Нью-Йоркской” компрессии помогает сделать акценты на сильных долях всей группы ударных, а также добавить немного “жира”, что сделает более читаемыми все Ваши ударные в миксе. В современной музыке роль ударных особенно важна.

8) Сохраняйте больше headroom’а. Под словом headroom я имею ввиду пространство для громкости ваших дорожек. Лучше всего изначально делать уровень доминирующих инструментов, таких как бас бочка, lead synth, вокал и др. в половину громкости от канала в микшере Вашей программы. Таким образом, возникает меньше шансов что суммарная громкость всего инструментала на мастер канале будет зашкаливать за 0 Дб и перегружать master out.

9) Сводите на низкой громкости. Это позволит не преукрасить Ваши впечатления относительно драйва и эмоций, который несет микс. Дело в том, что на высокой громкости иногда даже самая скучная композиция может показаться красочной и качающей. Чтобы не обманывать себя таким образом, старайтесь сводить на тихой громкости, достаточной для разбора всех нюансов звука. Для таких целей, конечно, понадобится действительно хорошая студийная акустика, позволяющая разобрать все детали, не выкручивая ручку громкости наполную. Если Ваш микс будет иметь тот эмоциональный эффект, который Вы ждете на низкой громкости, можете не сомневаться насчет усиления эффекта на большой громкости.

10) Слушайте микс на разной акустике. Прослушивание готовой композиции на разных акустических системах, особенно бытового класса, дает представление о том, как будет слышать Ваш трек среднестатистический слушатель. Читаемость и ровность всего микса на разных классах акустики и есть критерий качественного сведения.

11) Давайте отдыхать своим ушам и своей голове. Большинство профессионалов советует уделять сведению одной композиции максимум 3- 4 часа в день с обязательными перерывами. Это связано с тем, что человеческое восприятие имеет свойство адаптироваться к однотипной информации и перестает ее через какое-то время воспринимать адекватно. Здесь очень помогает просто перенести незаконченную работу на другой день и послушать все свежими ушами.

12) Проверяйте микс в моно. Все дело в том, что если вы планируете в дальнейшем отправить трек на радиостанцию, то скорее всего он будет воспроизводиться в моно. Если в вашем миксе присутствует обработка инструментов в виде стерео делэя или других панорамных эффектов, то в режиме моно такие эффекты просто пробадут. По этой причине, проверяйте микс на моно-совместимость и делайте необходимые корректировки в панораме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: