Раздел 1. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Предмет и метод экономики

План:

1.1.Экономическая теория: предмет, функции и методы

1.2. Основные этапы развития экономики

1.1. Экономическая теория: предмет, функции и методы

Термин «экономика» происходит от греческого слова oikonomike (oikos – дом, домашнее хозяйство; nomos – закон), что означает искусство управления домашним хозяйством. В современных условиях этот термин трактуется по-разному.

Экономическая теория – это:

1) наука об использовании людьми ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления;

2) наука, изучающая экономические отношения и хозяйственные связи;

3) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

4) наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

5) наука о богатстве и др.

Среди экономистов нет единой точки зрения на предмет экономической теории. Большинство российских экономистов под предметом экономической теории понимают изучение экономических отношений в обществе, т.е. отношений, которые складываются в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Экономические отношения подразделяются на социально-экономические и организационно-экономические.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика – это такой раздел экономической теории, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика изучает всю национальную экономику в целом, а также ее подразделения.Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция.

Анализируя хозяйственную жизнь, экономисты выявляют ее закономерности и обобщают их. Проверенные и успешно применяемые для прогнозирования хозяйственной жизни закономерности называются экономическими законами.

В процессе выявления и обобщения закономерностей экономисты выдвигают гипотезы, т.е. научные предположения.

На основе экономических законов экономисты создают теории, т.е. наборы положений, объясняющих те или иные явления хозяйственной жизни.

Если экономисты конструируют на основе теорий различные схемы их реализации, то эти схемы называются моделями.

Так как экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой, они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая практика – способ экономической деятельности, воплощенная экономическая теория, ее результат.

Экономическая политика – определяет нахождение вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурными, социальными, правовыми и политическими аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной.

Существует множество функций экономической теории, основными из которых являются:

1. Познавательная функция. Экономическая теория изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни общества.

2. Практическая функция. Экономическая теория занимается научным обоснованием экономической политики государства, выявлением принципов и методов рационального хозяйствования.

3. Прогностическая функция. Экономическая теория занимается разработкой планов и прогнозов развития национального хозяйства.

4. Методологическая функция. Экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса отраслевых и функциональных экономических наук.

Под методом понимают совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются правильные пути решения конкретных задач.

Научная абстракция – это метод познания, позволяющий выявить сущность явления или предмета и сформулировать причинно-следственные связи между ними.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

Анализ и синтез. Анализ – это такой метод познания, которыйпредполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей; синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

Моделирование – это построение моделей. Этот метод отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и связи между ними.

Индукция и дедукция. Индукция – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; дедукция – метод, позволяющий делать умозаключения, следуя от общего к частному.

Эксперимент (экономический) – искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения их в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения.

Нормативный и позитивный методы. Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические задачи. Она описывает, анализирует, объясняет, но не дает рекомендаций. Нормативная экономическая теория оценивает различные экономические явления, дает рекомендации, рецепты действий.

Метод исторического и логического. Исторический метод позволяет рассматривать развитие экономики и общества с исторической точки зрения. Логический метод раскрывает внутренне необходимую последовательность становления и развития отдельных экономических категорий и законов.

Функциональный анализ устанавливает зависимость между двумя переменными величинами; при этом независимая переменная называется аргументом, а зависимая переменная – функцией.

1.2. Основные этапы развития экономики

Так как у значительной части экономистов в прошлом и настоящем есть немало теорий, которые отличают этих экономистов от остальных, их взгляды называют направлением экономической теории. Эти направления иногда подразделяются на отдельные экономические школы.

Основные направления и школы в экономической теории представлены ниже.

Меркантилизм (от итал. mercante – торговец) – одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV – XVII вв., то есть периоду раннего капитализма. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах. Основные представители: Антуан де Монкретьен, Томас Мэн, Жан Батист Кольбер, Иван Тихонович Посошков.

Школа физиократов действовала во Франции в конце 17-18 вв. Физиократы выступали оппонентами меркантилистов. Они перенесли центр исследования из сферы обращения в сферу производства, полагая, что источником богатства выступают продукты земледелия, а не торговли и денежного обращения, а продуктивным видом деятельности является сельскохозяйственный труд. Физиократы отвергали вмешательство правительства в экономическую жизнь и выступали за полную свободу предпринимателей, промышленников, фермеров и рабочих. Основные представители: Франсуа Кенэ, Анн Тюрго.

Классическая школа возникла в Англии в начале 18 века. Представители классической школы (Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо) считали источником богатства сферу производства, а также то, что государство должно вмешиваться в регулирование экономики страны. Благодаря классической школе были введены основные понятия и категории экономической теории, была исследована сфера производства и сформулирована «трудовая теория стоимости», суть которой состоит в следующем: «Независимо от того, где создается тот или иной товар, он обязательно является результатом вложенного труда, и каждый товар приобретает стоимость».

Марксистское направление возникло в середине XIX века. Представители данного направления (Карл Маркс, Фридрих Энгельс), основываясь на положениях классической школы, создали и развили свою теорию – «теорию прибавочной стоимости», суть которой состоит в следующем: «Участвуя в производственном процессе, рабочий создает продукт, который складывается из двух частей: заработной платы, которую получает сам рабочий, и прибавочной стоимости – неоплаченного труда рабочих». Благодаря марксистам была создана также «теория цикличности», которая означает, что экономика не может развиваться равномерно, в ее развитии есть спады и подъемы.

Неоклассическое направление возникло в середине XIX века. Представители данного направления отказались от всех положений классической школы и поставили перед собой задачу исследовать поведение отдельного хозяйствующего субъекта в условиях свободной конкуренции. При этом они ввели свои категории и понятия: полезность, предельная полезность, спрос, предложение, законы спроса и предложения, эластичность спроса и предложения, кривые безразличия и т.д.

Это направление было представлено двумя основными школами (направлениями):

1. Маржинализм – возник в 70-е гг. 19 века. Представители данной школы (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Евгений Бем-Баверк, Леон Вальрас, Вильфредо Парето) сформулировали теорию предельной полезности, знаменовавшей революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издержках, спросе и предложении и др.

2. Кембриджская школа – возникла в середине XIX века. Основатель школы Альфред Маршалл рассматривал механизм ценообразования как соотношение спроса и предложения.

Кейнсианство – возникло в начале XX века. Основатель данного направления Джон Кейнс считал, что государство должно активно стабилизировать экономику, а для нормального развития экономики необходимо сформировать эффективный спрос и его компоненты – потребительский и инвестиционный спрос.

Монетаризм – возник в 70-80-е гг. XX века. Монетаризм делает ставку на эффективность рынка и отрицает государственное регулирование экономики или допускает его очень ограниченно; базируется на главном положении количественной теории денег: изменение количества денег ведет к пропорциональному изменению цен. Основной представитель: Милтон Фридмен.

Институционализм (XIX – XX века). Его представители Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл считали, что экономическая теория должна изучать не только экономические отношения, но и весь комплекс факторов, влияющих на них: политических, правовых, социальных, психологических. Институционалисты предлагали анализировать действие не отдельного человека, а совместные операции организаций (институтов), под воздействием которых формируется система реального поведения, нормы человеческого общежития. В качестве институтов рассматривали: отношения собственности, профессиональные хозяйственные объединения, разделение и кооперирование труда, государство, парламент, партии и т.д. Они отрицали способность рыночной экономики к саморегулированию и поддерживали идею государственного регулирования.

Важнейшие этапы развития экономической мысли можно представить на рис. 1.1.

Формирование экономической науки, ее истоки

(древний мир – средние века)

Экономика как наука

                   
         
 


Меркантилизм Физиократы Классическая Маржинализм

XVI – XVII вв. XVII – XVIII вв. политическая XIX – XX вв.

экономия

XVIII – XX вв.

           
 
   
     
 


Экономисты – Марксизм Неоклассическая Кейнсианство

глобалисты XX в. XIX – XX вв. политэкономия XX в.

XX в.

Традиционный Монетаризм Неокейнсианство

институциона – XX в. XX в.

лизм XIX – XX вв.

Теория

неоклассического

синтеза

Экономикс XX в.

Неолиберализм Теория социально

XX в. ориентируемого

рыночного

хозяйства XX в.

Неоинституцио -

нализм XX в.

Рис. 1.1. Этапы развития экономической мысли

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает экономическая теория? Дайте определения разных авторов.

2. Зачем нужна экономическая наука обществу?

3. Как вы понимаете термин «экономический человек»?

4. Какова взаимосвязь между микро- и макроэкономикой?

5. Чем позитивная экономическая теория отличается от нормативной экономической теории?

6. Какие функции выполняет экономическая теория?

7. Охарактеризуйте основные методы экономической теории.

8. Как и когда возникла экономика как наука?

9. Раскройте сущность основных экономических школ и направлений. Назовите их основных представителей, период существования и основные идеи.

Практические задания:

1. Дайте личную оценку следующему тезису: «Беда экономики заключается в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам».

2. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) Правительство Российской Федерации с 1 января 1992 года «отпустило» цены;

б) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

в) длительная засуха вызвала падение урожайности зерновых в Ленинградской области;

г) ведение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности;

д) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности населения;

е) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

ж) потребление домохозяйств увеличилось за год на 279 млрд. ден. ед.;

з) за день на рынке реализуется 400 кг. картофеля;

и) фирма анализирует выпуск и объемы продаж копировальных аппаратов;

к) годовой уровень инфляции (рост цен) в России составил 12%.

3. Проведите анализ развития экономической мысли и оформите обобщающую таблицу:

Научная школа (направление) Период функционирования Представители школы (направления) Основные идеи

4. Выберите, какие утверждения относятся к позитивным, а какие – к нормативным:

а) в экономике существует связь между ставкой налога и величиной налоговых поступлений в казну;

б) морозы, уничтожившие большую часть апельсиновых деревьев, стали причиной сокращения предложения апельсинов;

в) люди, имеющий большой доход, должны платить больший налог на этот доход;

г) в последние годы в России наблюдается рост занятости населения;

д) минимальный размер оплаты труда в стране не должен быть ниже прожиточного минимума;

е) необходимо разработать комплекс мер по снижению темпов инфляции.

Тестовые задания:

1. Экономическая теория изучает…

а) ограниченные ресурсы;

б) производство благ и услуг;

в) способы удовлетворения потребностей;

г) экономическое поведение людей.

2. К предмету изучения микроэкономики относятся…

а) занятость населения в народном хозяйстве;

б) спрос и предложение на рынке молока;

в) производство в масштабе всей экономики;

г) производство сахара и динамика его цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: