1. По СНиП 2.05.06–85* (приложение 1) определите класс икатегорию трубопровода (участка) в соответствии со своим заданием (диаметр трубы и вид транспортируемого продукта указывает преподаватель).
2. На основе требований к проектированию трубопроводов, изложенных в нормативных документах (СНиП 2.05.06–85*, СНиП III-42–80*, СП 11-104–97), перечислите условия проектирования трассы трубопровода для своего задания.
3. С учетом условий проектирования наметьте на карте расположение основного и дополнительного вариантов трассы между точками А и В, заданными преподавателем.
4. Сравните запроектированные варианты трассы по основным техническим показателям (СП 11-104–97). Результаты сравнения приведите в табл. 1, дополнив её при необходимости. Используя полученные данные, выберите из рассматриваемых вариантов оптимальный.
Таблица 1
Сравнение вариантов трассы
№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Данные по вариантам | |
I | II | |||
Длина трассы | км | |||
Категория трубопровода | – | |||
Число углов поворота | шт. | |||
Средний угол поворота | ° | |||
Средний уклон[3] | ‰ | |||
Число сносимых сооружений | шт. | |||
Протяжённость участка в сложных условиях (болото и др.) | км | |||
5. Вычертите на листе бумаги формата А4 местоположение оптимального варианта трассы в масштабе карты.
6. По оптимальному варианту трассы разбейте пикетаж, используя значения основных элементов круговых кривых (рис. 1).
Рис. 1. Элементы круговой кривой и её главные точки: Θ –угол поворота трассы, R – радиус кривой, Т – тангенс, Б – биссектриса, НК – начало кривой, КК – конец кривой,
СК – середина кривой.
Разбивку производят по оптимальному варианту в следующей последовательности (рис. 2):
· Разбивают пикетаж через 100 метров на первом прямом участке от начала трассы НТ (точка А) до вершины угла поворота УГ1, пикетажное положение которого определяют по схеме.
· В соответствия с измеренным углом поворота θ1 и радиусом кривой R1 в бланке лабораторного задания (приложение 4) рассчитывают основные элементы первой кривой T1, K1, Д1 и Б1 по формулам. Результаты расчетов заносят в табл. 2 в строку, соответствующему первому углу поворота. Формулы для расчёта[4]: ; ; ; .
Рис 2. План разбивки пикетажа трассы |
· Рассчитывают пикетажное положение начала кривой НК1 и конца кривой КК1 по первому участку по формулам:
; ; .
Контроль: .
Данные по пикетажному положению элементов кривых заносят в табл. 2 в графы 11–12.
· Наносят на трассу положение НК и КК первого участка трассы, либо откладывают в масштабе карты значение тангенса Т1 в обе стороны от вершины УГ1. Геометрическим построением находят на карте центр кривой и выбранным радиусом R1 прочерчивают её дугу.
· От точки КК1 продолжают разбивку пикетажа по второму прямолинейному участку до вершины угла поворота УГ2. Для этого сначала откладывают от конца кривой расстояние до ближайшего пикета, а затем обычным порядком разбивают последующие пикеты.
· Повторяют расчёты и разбивку пикетажа для каждого из участков трассы, вплоть до её конца КТ (точка В). Пикетажное положение конца трассы находят по схеме трассы.
· Производят расчёт прямых вставок (Р):
;
;
,
где n – количество углов поворота.
Вычисления выполняют в бланке лабораторного задания, а результаты заносят в табл. 2.
· Определяют расстояния между вершинами углов поворота S:
;
;
и т. д.
· Вычисляют значения дирекционных углов прямолинейных участков трассы
или ,
где и – правый и левый углы поворота трассы (графы 4 и 5 табл. 2).
Начальный дирекционный угол измеряют геодезическим транспортиром по топографическому плану с точностью 15¢. Разбивка пикетажа закончена.
7. Дайте оценку оптимальному варианту трассы, обратив особое внимание на топографические, геологические и гидрогеологические характеристики местности, а также на наличие естественных и искусственных препятствий, пересекаемых трассой.
Таблица 2
Ведомость углов поворота
Наиме-нование точек трассы | Ки-ло-мет-ры | УГЛЫ | КРИВЫЕ | ПРЯМЫЕ | Ди-рек-ци-он-ный угол (α), º | |||||||||
Пике-тажное положе-ние | Величины | Пикетажное положение | Длина | |||||||||||
ΘЛ, º | ΘП, º | R, м | T, м | K, м | Б, м | Д, м | Начало кривой (НК) | Конец кривой (КК) | Пря-мая встав- ка (Р), м | Рас-стояние между верши-нами углов пово- рота (S), м | ||||
НТ | ПК0 | |||||||||||||
273,01 | 352,00 | |||||||||||||
УГ1 | ПК3+52 | 15º | 78,99 | 157,0 | 5,18 | 0,98 | ПК2+73,01 | ПК4+30,01 | ||||||
106,32 | 258,98 | |||||||||||||
УГ2 | ПК6+10 | 14º | 73,67 | 146,53 | 4,50 | 0,81 | ПК5+36,33 | ПК6+82,86 | ||||||
384,14 | 457,81 | |||||||||||||
КТ | ПК10+67 |
Контроль: 29; 0; 152,66; 303,53; 1,79; 763,47; 1068,79;
;
.