Общая и частная справедливость

Общая справедливость – это совместное упорядоченное существование в обществе и государстве, основанное на нераспределяемых благах на проспективной основе, это беспристрастный в отношении разных индивидов и социальных групп оптимум совместной жизни. В данном определении подчеркнуто, что, во-первых, справедливость может быть реализована только в обществе и государстве, во-вторых, что она наличествует или отсутствует до всякого распределения благ и тягот между членами общества, а может быть получена только сообща; в-третьих, ценность общей справедливости состоит в том, что она ориентирована в будущее общественной системы (в отличие от ретроспективного представления о справедливости как воздаянии за предыдущие поступки).

Так, например, с точки зрения общей справедливости:

· справедливо увеличение общего благосостояния членов общества и повышение минимального уровня благосостояния, а не строгое распределение по заслугам;

· справедливо отменить смертную казнь, так как улучшение нравственного климата в обществе и перспективное «общее благо» важнее, чем воздаяние за конкретное преступление;

· после гражданской войны несправедливо наказывать всех, нарушивших какой-либо закон с соблюдением всех юридических процедур, так как виновными в той или иной степени являются все, а беспристрастных судей невозможно найти, поэтому с целью установления общественного мира и возможности дальнейшего социального развития справедливым является «правосудие переходного периода», не позволяющее забыть о преступлениях, но и не карающее за них по всей строгости закона;

· внешняя безопасность государства распространяется на всех граждан, в том числе пацифистов, а экологическая безопасность – на тех, кто загрязняет природную среду.

Общая справедливость – это нераспределяемые, неконкурентные и неисключаемые блага, они достаются всем или никому, никто не может быть лишен этого блага, никому не может достаться его больше, чем другому. Поэтому в вопросе общей справедливости весьма болезненной является проблема «безбилетничества», когда человек пользуется благами общественной жизни, не внося в нее никакого вклада. В этом плане общая справедливость может расходится с принципами частной справедливости, которая предполагает распределение выгод и тягот совместной жизни (об этом пойдет речь в подразделе «Виды справедливости»).

Проблема области справедливости.

Проблема области справедливости – это проблема того, в каких отношениях между людьми (или другими существами) можно требовать справедливости, а какие отношения не подпадают под действие этой категории.

Аристотель считал, что справедливость основана на государственном праве и действует в полисе. Поэтому она не существует или действует с ограничениями в отношениях с богами, животными, рабами, детьми и друзьями, с которыми складываются нравственные отношения других типов, подчас более высоких, чем справедливость.

Позднее в XVII веке Д. Юм выделил ряд характеристик ситуации, которые он назвал обстоятельствами справедливости:

· умеренная нехватка благ и ресурсов (при избытке проблема справедливости не возникнет);

· ограниченная благожелательность людей (при бесконечном альтруизме членов сообщества проблема справедливости не возникнет);

· взаимная уязвимость членов общества (воображающий себя безнаказанным имеет обыкновение нарушать справедливость);

· взаимная зависимость или кооперация членов общества (абсолютно самодостаточный человек не нуждался бы в справедливости).

Произвольное расширение области справедливости может наносить вред обществу, когда борьба за такую нравственную ценность как справедливость подрывает ряд других нравственных и социальных ценностей. Например, коммунизм как борьба за справедливое распределение подрывает исторически полезный институт собственности что создает такие экономические проблемы, которые сами становятся источником несправедливости. Например, феминизм как борьба за справедливое распределение гендерных ролей, подрывает нравственную ценность семьи. В целом применение принципа справедливости в семейной жизни только отчасти способствует ее протеканию. В семье как царстве индивидуализированного общения с неразделимыми бедами и радостями гораздо большее значение имеют ценности любви и взаимопонимания. Если члены семьи начинают апеллировать к принципам справедливости, это значит, что их отношения неблагополучны, лишены семейных ценностей. Общество также не всегда должно применять критерии внешней справедливости к семье (например, органы социальной опеки применяют их по отношению к неблагополучным семьям, указывая, какой образ жизни должны вести ее члены).

Наряду с семейными межгосударственные отношения также не полностью относятся к области справедливости, в первую очередь потому, что изначально ее принципы устанавливаются внутри государства. Однако в современном глобальном мире ставится также и проблема международной справедливости, касающаяся справедливого распределения ресурсов, справедливой мировой экономической системы, справедливости в вопросах прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: