Определение структуры выпускной квалификационной (курсовой) работы и требования, предъявляемые к структурным элементам

ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (КУРСОВОЙ) РАБОТЫ

Определение структуры выпускной квалификационной (курсовой) работы и требования, предъявляемые к структурным элементам

Первой страницей любой работы (выпускной квалификационной, курсовой) является титульный лист.

Структурными элементами (выпускной квалификационной, курсовой) работы являются: введение; основная часть; заключение; список использованных источников; список сокращений, использованных в работе. Каждый структурный элемент работы должен отвечать определенным требованиям.

Титульный лист оформляется по установленной форме, приведенной в ПРИЛОЖЕНИЯХ 3.1 и 3.2.

Содержание (Оглавление) включает наименование всех глав, параграфов, пунктов, подпунктов с указанием начального номера страницы, с которой начинается текст главы (параграфа), пункта, подпункта. При этом знак параграфа (§) не ставится (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Наибольшую сложность для студентов представляет написание введения к работе, поэтому ниже подробно будут рассмотрены вопросы, освещение которых во введении является обязательным.

Во введении выпускной квалификационной (курсовой) работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяется цель работы и комплекс задач, подлежащих решению для достижения поставленной цели и раскрытия темы, указываются объект, предмет и методы исследования, основные источники (краткий обзор библиографии).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть кратким. Достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.[1] Об актуальности темы исследования может свидетельствовать ее практическая значимость, то есть когда результаты исследования могут быть использованы в правоприменительной практике, а также недостаточная разработанность темы в научных исследованиях.

Актуальность темы исследования имеет особое значение. Как правило, актуальность обосновывается по двум направлениям:

1) Недостаточная изученность вопроса, которая может быть восполнена авторским исследованием. Такой вывод потребует исчерпывающего исследования литературных источником и научно-исследовательских работ в рамках избранной проблематики.

2) Решение автором востребованной практической задачи на базе полученных в результате исследования новых данных.

Цель – это конечный результат исследования, решение научной проблемы, то есть то, к чему в итоге автор должен прийти. Определение цели происходит на начальном этапе исследования, и цель, по сути, в течение работы меняется редко, может меняться только ее формулировка. Цель обычно созвучна названию темы исследования. Формулировка цели обычно начинается словами: «разработать», «обосновать», «выявить». [2]

Например, цель исследования в работе на тему «Участие прокурора в гражданском процессе» может быть сформулирована следующим образом: выявить проблемы (пробелы и противоречия) в правовом регулировании института участия прокурора в гражданском процессе и предложить пути их решения.

В приведенном примере для достижения цели исследования могут быть поставлены следующие задачи:

· определить место прокурора в гражданском процессе;

· обобщить и проанализировать законодательство, регулирующее участие прокурора в гражданском судопроизводстве на современном этапе;

· выявить компетенцию органов прокуратуры на всех стадиях гражданского процесса;

· проанализировать сформулированные в научной литературе и получившие реализацию в ГПК РФ предложения, касающиеся изменений правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве.

В соответствии с целью исследования формируется ряд задач. Формулироваться они должны в форме перечисления: изучить, описать, составить, установить, выявить и т.п. Тщательно сформулировав задачи, студент может облегчить себе работу, поскольку описание решения этих задач составляет содержание глав выпускной квалификационной (курсовой) работы, а формулировки задач – названия глав.

В работах объект исследования – это то, что исследуется: объект или явление, порождающие проблемную ситуацию. Эта совокупность свойств, связей и отношений, которые существуют независимо от субъекта-исследователя (что в данном случае можно ассоциировать с выражением «объективная реальность»). Объект всегда должен находиться в области данной науки и не выходить за ее пределы.

Предмет формируется (определяется, выявляется) самим исследователем, исходя из накопленных знаний об объекте исследования. Предмет – это то, что в границах научного объекта получает научное объяснение. Это сторона, аспект или точка зрения, с которой автор изучает объект, определяя своего рода границы, в пределах которых изучается объект.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное; предмет находится «внутри» объекта и является сосредоточением пристального внимания студента, определяя, конкретизируя тему работы, выявляя главные существенные признаки объекта, исходя из выбранного направления исследования. Объект фиксирует существование явлений, их свойств, связей и законов развития, а предмет определяет границы, в которых изучается данный объект: что именно в свойствах, связях и законах развития изучаемого объекта будет исследовано в конкретной работе. Например, объект – сложная система, предмет – закономерности ее организации. Объект – стол, предмет – характеристики его устойчивости.[3] Объект – отношение, предмет – нормы.

Пример: Тема выпускной квалификационной работы носит название: «Участие прокурора в гражданском процессе». Объектом исследования здесь выступают правоотношения, которые складываются между субъектами гражданских процессуальных отношений при рассмотрении и разрешении гражданского дела с участием прокурора. Предметом, определяющим границы объекта исследования, будут нормы права, регулирующие основания и поводы для участия прокурора в гражданском процессе, его процессуальный статус (права, обязанности), а также научные взгляды, идеи и судебная практика.

Успешность выполнения выпускной квалификационной (курсовой) работы во многом зависит от умения выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в работе цели. Методы научного познания принято делить на общие и специальные (общенаучные и частнонаучные).

Общие методы научного познания делят на три большие группы:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

· методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).[4]

Среди частнонаучных методов можно выделить следующие: метод сравнительного правоведения, методы технико-юридического анализа, конкретизации, толкования.

Подробнее о методах исследования, применяемых в работе, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Основная часть выпускной квалификационной работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых делится на 2-3 параграфа (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). Параграфы, в свою очередь, могут содержать пункты. Более дробное деление не рекомендуется.

Основная часть курсовой работы может содержать 2-3 главы, каждая из которых может быть разделена на 2-3 параграфа. Допускается отсутствие параграфов.

Главы в выпускной квалификационной (курсовой) работе должны быть примерно равными по объему. Каждый параграф завершается краткими выводами, сделанными в результате проведенного исследования.

Выводы должны формулироваться четко и недвусмысленно и основываться на материалах, изложенных в параграфе (пункте). Именно выводы позволяют судить о творческом подходе студента к исследованию темы выпускной квалификационной (курсовой) работы и степени его самостоятельности.

Обязательной для выпускной квалификационной и курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

В заключении выпускной квалификационной и курсовой работы логически, последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате проведенного исследования, а также (для выпускной квалификационной работы) предложения по урегулированию теоретических и практических проблем, по совершенствованию действующего законодательства. Поэтому заключение целесообразно начать с краткого описания проблем, которые автор выявил в ходе исследования темы выпускной квалификационной или курсовой работы. В заключении для выпускной квалификационной работы далее следует перейти к выводам, обосновывающим необходимость разрешения этих проблем, и в завершении описать предложения по совершенствованию действующего законодательства, позволяющие разрешить проблемы, вскрытые в ходе проведенного исследования. Описание выводов и предложений должно быть кратким и четким, дающим полное представление о содержании выполненного исследования, обоснованности и эффективности предложений по совершенствованию законодательства.

Не рекомендуется указывать в заключении содержательные элементы исследования, которые должны быть рассмотрены в основной части работы, или формулировать вывод, который не является результатом анализа в основной части работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: