Цикл «Поле Куликово»

Память ратных подвигов Руси воскрешает цикл «Поле Куликово», в котором одно из центральных мест занимает монументальное полотно «Два князя». Оно звучит подобно гимну во славу Руси-победительницы. 1380 год – переломная эпоха в нашей истории. Уже более 150 лет длилось господство татаро-монгол, до основания уничтожены грады, тысячи которых не были восстановлены, и даже летописи не сохранили их названий. Но русские воины поднялись на великую Куликовскую битву, этапы и значимость которой раскрывают картины Ильи Глазунова. Он справедливо говорит: «Если бы я не стал художником, то, наверное, был бы историком», что подтверждают его произведения, дающие исторические, философские заключения.

В произведениях «Хан Мамай», «На рассвете» предстают главные персонажи сражения: хан Мамай и князь Дмитрий Иванович, после битвы названный народом Донским. Контраст их образов, выявленный в особенностях линейного, тонального, цветового решений, в трактовке многозначных деталей, предвещает победу Руси. О грядущем сражении повествует композиция «Княгиня Евдокия. Проводы войска», напоминая, как стекалась рать под Коломну, когда на борьбу поднялись более 150 тысяч наших воинов. 8 сентября 1380 года состоялась великая битва. В картине «Временный перевес Мамая» с непревзойденной силой реализма художником передан накал сражения, о чем в летописи говорится: «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, кровь же лилась как вода». К решающему моменту битвы обращена работа «Засадный полк». Во главе с князем Владимиром Андреевичем и воеводой Дмитрием Волынским-Боброком засадный полк не дал татаро-монголам одолеть наших воинов, во многом предрешив победу. Использование засадного полка - новаторский прием, который с тех пор нередко применялся в военной стратегии.

Велика заслуга в одержанной победе и св. Сергия Радонежского, образ которого раскрыт в картинах «Канун», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев». Радонежский чудотворец благословил на битву князя Дмитрия, в наше войско святой Сергий дал иноков-богатырей: Александра Пересвета и Ослябю, ставших отважными войнами. Художник подчеркивает: понятие монах-воин свойственно Руси.

Целостным заключением об эпохе является картина 2006 года «Нашествие. Детство Андрея Рублева». Одна из ее деталей - икона, пронзенная стрелой, на которой столь страшно Богоматерь отделена от младенца, как расколото княжеской усобицей Русское государство. Но на выжженной земле предстает образ ребенка, Рублева, который станет «светлым светочем» земли русской, создателем икон и фресок. Еще более столетия наша земля будет претерпевать гнет татаро-монгол, но Куликовская битва преобразила Русь, она поверила в свои силы, стародавние заветы предков, что проникновенно утверждено в картинах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: