Курсовые работы (проекты) выполняются на 1, 2 и 3 курсах и являются одной из форм итоговой аттестации студентов в конце очередного курса. Вместе с тем, курсовые работы или проекты – это вид учебной и научно-исследовательской работы студентов, представляющий собой исследование, проводимое ими самостоятельно по определённой теме под руководством преподавателей.
Целью выполнения курсовых работ (проектов) является формирование у студентов навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
3адачами выполнения курсовых работ (проектов) являются:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по учебным дисциплинам профессиональной подготовки;
- практическое овладение методами научных исследований;
- формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования по определенной теме;
- подготовка к написанию выпускной квалификационной работы (материалы курсовых работ могут входить в выпускную квалификационную работу).
|
|
При выполнении курсовых работ (проектов) студенты должны продемонстрировать способности:
- собрать и обработать информацию по теме;
- изучить и критически проанализировать полученные материалы;
- систематизировать и обобщить имеющуюся информацию;
- самостоятельно решить поставленные творческие задачи;
- логически обосновать и сформулировать выводы, предложения и рекомендации.
1. Курсовая работа (проект) является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами института.
2. Тематика курсовых работ (проектов) по учебным дисциплинам разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой ежегодно, одновременно с утверждением графика написания, сдачи и защиты курсовых работ (проектов), и доводится до сведения студентов.
3. Курсовая работа (проект) предполагает более детальное изучение отдельных вопросов лекционного курса на основе анализа, обобщения и сопоставления общей и специальной литературы по выбранной теме. Особенности курсовых работ (проектов) в зависимости от курса обучения проявляются в постепенном усложнении объектов и методов исследования (проектирования).
4. Выбор темы студентом осуществляется на основе предоставляемого кафедрой списка тем или самостоятельно, с обязательным обоснованием целесообразности выбора; после определения темы студент должен написать заявление по образцу, имеющемуся на кафедрах, о выборе темы. Наилучшим вариантом для студента является определение своих будущих научных интересов и темы ВКР на младших курсах, что позволит к заключительному курсу накопить достаточно материала (курсовые работы) для написания и защиты ВКР.
|
|
5. Студент выполняет курсовую работу (проект) по утвержденной теме под руководством преподавателя, являющегося его научным руководителем, совместно с которым он определяет примерный круг вопросов, литературу по теме, структуру работы и сроки отчетности.
6. Текущее руководство курсовой работой (проектом) включает систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту, контроль за осуществлением выполнения работы в соответствии с планом-графиком, проверку содержания и оформления завершенной работы.
7. Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
- быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
- включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;
- основываться на результатах самостоятельного исследования
- иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключении работы;
- иметь необходимый объем;
- быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.
8. Объем курсовой работы в значительной мере зависит от выбранной для исследования темы, но должен быть выполнен в пределах 25-30 печатных страниц без учета приложений.
9. Обязательным условием является наличие в курсовой работе (проекте) самостоятельного исследования, где с помощью различных методов выявляется общее и особенное в изучаемом явлении. Данному исследованию в курсовой работе (проекте) отводится вторая или третья глава (соотношение теоретической и практической глав по объему должно быть равнозначным).
10. Курсовая работа имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основной текст (главы, параграфы);
- заключение;
- список источников литературы;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист должен нести следующую информацию (см. Приложение 1):
- наименование:
- обозначение характера работы (курсовая);
- наименование темы курсовой работы;
- фамилию, имя, отчество студента и номер учебной группы;
- фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя;
- название города, в котором находится учебное заведение;
- год написания работы.
Содержание представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается (см. Приложение 2).
11. Во введении обязательно должны быть раскрыты следующие вопросы:
· постановка проблемы и обоснование актуальности темы;
· объект исследования;
· предмет исследования;
· цель исследования;
· задачи исследования;
· методы исследования;
· обзор источников и литературы;
· обоснование структуры работы.
Постановка проблемы должна отражать суть проблемной ситуации, из чего и будет ясна актуальность темы. В данном случае необходимо помнить, что тема – это отражение проблемы в ее характерных чертах. Удачная формулировка темы уточняет проблему, очерчивает границы будущей работы.
Объект исследования. При определении объекта исследования важно описать его понимание, которого автор работы будет придерживаться в исследовании. Определение объекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования должен быть близок к определению курсового исследования, находясь в границах объекта, исследуя его наиболее существенные признаки.
Цель формулируется кратко и точно, отражая основное, что собирается сделать исследователь, предполагаемый результат. Цель работы не может быть сформулирована так же, как звучит название курсовой работы.
Задачи конкретизируют поставленную цель, определяют основные направления в достижении цели и, как правило, отражены в структуре работы.
|
|
Методы исследования представляют собой способы и пути решения поставленных исследовательских задач и достижения цели исследования. Чаще всего используются две основные группы методов исследования: теоретические и практические.
Обзор источников и литературы. Приступая к изучению темы, автор должен охарактеризовать и обосновать необходимость использования совокупности источников (законодательных актов, нормативных документов, делопроизводственной документации, исторических документов, произведений художественной литературы, публицистических текстов, сайтов, электронных изданий и др.), привлечённых им к решению поставленных исследовательских задач. Вместе с тем, студент должен четко отразить всю совокупность научных направлений, взглядов, достижений, сделанных в изучаемой области зарубежными и отечественными исследователями. Таким образом, задачей историографического раздела становится описание и анализ вклада отдельных исследователей или целых научных направлений в раскрытие данной темы.
12. Курсовая работа обязательно разбивается на главы при необходимости с дальнейшим дроблением на параграфы.
13. В заключении содержатся выводы о проделанной работе, которые должны соответствовать выбранной теме, поставленным во введении цели и задачам.
14. Список источников и литературы включает полный перечень изученных студентом по выбранной теме материалов (не менее 15-20 наименований). Список состоит из двух разделов (источники и литература) и оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг и статей (если автор не указан). Работы одного и того же автора располагаются или в алфавитном порядке их названий, или в хронологии их издания. Список источников и литературы имеет сквозную нумерацию. Примеры оформления представлены в приложении (см. Приложение 9).
Выполненная студентом курсовая работа проверяется в срок до 10 дней руководителем, который предоставляет письменную оценку – рецензию. В оценке курсовой работы учитываются следующие моменты: насколько содержание соответствует выбранной теме, отвечает на поставленные цели и задачи, степень самостоятельности, качество используемого материала, уровень грамотности. Указываются как положительные стороны работы, так и ее недостатки. Если в рецензии содержится неудовлетворительная оценка, то работа отправляется на исправление и предоставляется на повторную защиту.
|
|
Аттестация по курсовым работам (проектам) производится до начала экзаменационной сессии, в сроки, указанные рабочим учебным планом направления подготовки, в виде публичной защиты курсовой работы (проекта) перед комиссией в составе не менее 3-х преподавателей, в том числе научного руководителя. Решение об оценке курсовой работы (проекта) принимается членами комиссии по результатам анализа предъявленной курсовой работы (проекта), доклада студента и его ответов на вопросы.
Формой аттестации студента по результатам выполнения курсовой работы (проекта) является оценка («отлично» – «хорошо» – «удовлетворительно» – «неудовлетворительно»), которая переводится по шкале балльно-рейтинговой системы из 100 баллов.
Критериями оценки курсовой работы являются:
· актуальность и степень разработанности темы;
· творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
· полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
· уровень владения методами практического исследования;
· научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
· научный стиль изложения;
· соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
Студент, по неуважительной причине не предоставивший в установленный срок или не защитивший курсовую работу (проект), считается имеющим академическую задолженность. В случае наличия уважительных причин, подтвержденных документально, распоряжением по институту студенту устанавливаются индивидуальный порядок и сроки выполнения и защиты курсовой работы (проекта).