Экзаменационный билет №20

1. Поведение фирмы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция Множество фирм, производящих данный продукт Полная однородность производимой продукции Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие контроля над ценами

Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.

Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается: Р2 = MR-MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast): Р=МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет больше или меньше оптимального - прибыль станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при котором фирма получит максимальную прибыль.

Это правило максимизации прибыли верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.

Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.

Проблема равновесия фирмы и отрасли в длительном периоде иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум средних затрат фирмы будет превышать цены, сложившиеся на рынке, то некоторые фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате отраслевое предложение повысится, а цена упадет.

Несовершенная    
  1. Монополия
(чистая)
Данный продукт производится толь ко одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Очень высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах. Производится однородная продукция Частичный контроль над ценами
3.Олигополия Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) Частичный конт- роль над ценами
4.Монополистическая конкуренция с диффференциацией качества продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции Очень слабый контроль над ценами

Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности.

На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МК-marginal revenue).

Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.

При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.

При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки.

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > MC, производство следует расширять, если MR < MC, производство следует сокращать, если MR = MC, то фирма получает максимальную прибыль.

В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли. Однако существуют иные мотивации деятельности фирмы:

  • в одних утверждается, что цель фирмы - максимизация не прибыли, а объема продаж;
  • согласно другой концепции, теории "удовлетворения", автором которой является американский профессор Г. Саймон, фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать.

В "эволюционной теории" С. Винтера доказывается, что фирмы лишь стремятся к максимальной прибыли, но никогда ее не получают или же достигают ее чисто случайно.

Однако в этих и других теориях максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике.

2. Перспективы расширения Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенный союз — форма торгово-эк-ой интеграции Белоруссии, Казахстана, России, предусматривающая единую таможенного территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники ТС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Основной задачей создания ТС РБ, РК и РФ в рамках Евразийского экономического сообщества является формирование единой таможенной территории, на которой в отношении товаров, происходящих с этой территории, а также товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение на ней, не применяется таможенные пошлины и ограничения экономического характера.

При этом государствами-участниками применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

2014 год стал во многом решающим для государств-участников ТС и ЕЭП. Евразийской экономической комиссии и уполномоченным национальным органам предстоит завершить большую совместную работу над Договором о Евразийском экономическом союзе, рассмотреть еще недостаточно проработанные разделы, оперативно согласовать спорные нормы. Принципиально важно, что у всех уч-в переговорного процесса есть четкая аргументация и понимание того, как двигаться дальше. Страны ТС вошли в режим конструктивных, хотя при этом и непростых переговоров, в ходе которых предстоит проделать кропотливую работу по сверке позиций. В частности, странам ТС и ЕЭП необходимо достичь договоренностей в крайне важных и чувствительных сферах естественных монополий, доступа к рынку услуг, технического регулирования, промышленности и АПК и т.д.

Запланированные на 2014 год подписание и ратификация Договора стали ключевыми событиями. В соответствии с решением Президентов РБ, РК и РФ Евразийский эк-й союз намечено создать к 1 января 2015 года. ЕАЭС задуман как мегапроект, который должен вывести интеграцию в регионе на качественно новый уровень, открыть еще более широкие перспективы для экономического развития стран ТС и ЕЭП, укрепления благосостояния их народов, создать дополнительные конкурентные преимущества на глобальной арене. Это позволит нашим государствам эффективней вписаться в современную мировую эк-ку, снизить эк-е риски, воспользоваться преимуществами международной системы торговли.

Динамичное развитие эк-к стран ТС и ЕЭП не остается без внимания других стран, некоторые из которых выразили желание стать полноценными партнерами РБ, РК и РФ. Например, в сентябре 2013 года Президент Республики. Армения Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в ТС и ЕЭП и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем – участвовать в формировании ЕАЭС. Решение Республики Армения о присоединении к ТС и ЕЭП было поддержано на Высшем совете в Минске в октябре 2013 года.

Используя опыт работы и экспертный потенциал национальных правительств по подготовке «дорожной карты» с Кыргызской Республика., Евразийская экономическая комиссия двигалась в этом вопросе достаточно быстро. За короткий период в тесном взаимодействии с национальными правительствами и армянскими коллегами был подписан Меморандум об углублении взаимод-я, создана Рабочая группа, по результатам двух заседаний которой подготовлен проект «дорожной карты». В декабре этот документ был утвержден Высшим советом. Уже в 2015 году Республика Армения вступила в ТС и ЕЭП.

Подчеркнем важную особенность евразийской интеграции: ее новое качество, отличающее ТС и ЕЭП от ряда других регион-х объединений, заключается в том, что интеграционные процессы идут естественным, эволюционным путем, без излишнего ускорения и искусственного вовлечения других стран. Это качество станет одной из основ ЕАЭС.

Кроме работы над «дорожными картами» с потенциальными участниками ТС представители ЕЭК в 2013 году вели переговоры о создании ЗСТ с рядом третьих стран и регион-х объединений: Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ-Исландия, Лихтенштей, Норвегия, Швейцария), Вьетнамом, Новой Зеландией и др. В соответствии с современными глобальными проектами в этих форматах обсуждается не только таможенно-тарифная тематика, но и гармонизация правоприменительной практики, правил технического регулирования, санитарного и фитосанитарного контроля, доступа к инфраструктурным, строительным, технологическим кластерам. Все больше гос-в понимают необходимость и высказывают готовность обсуждать с ЕЭК как с регулирующим органом ТС важнейшие эк-е проблемы, вступают в переговоры с ЕЭК по широкому кругу вопросов: от макроэкономики и торговли до технического регулирования и конкуренции. Это свидет-т об успешности и потенциале евразийского интеграц-го проекта.

Сегодня весь мир входит в фазу развития различных интеграц-х проектов – таково условие

полноценного сущ-я в совр-й действит-ти, такова нынешняя формула эк-го успеха гос-ва. Евразийский проект лежит в русле этого глобального движ-я. На фоне эк-й нестабильности на глобальном рынке эк-я интеграция стала для наших стран важнейшим драйвером роста. Совместное формулир-е и отстаивание интересов гос-в-участников ТС и ЕЭП на межд-й арене в рамках еще только складывающейся мировой эк-й

архитектуры дает уникальную возм-ть создать новый значимый «полюс» мировой экономики.

3. В таблицах 1 и 2 приведены данные об объемах экспорта и валовом внутреннем продукте отдельных стран мира. На основе анализа статистических данных рассчитайте экспортную квоту для Канады. Проанализируйте исходные и расчетные данные, и сделайте вывод об открытости канадской экономики.

Таблица 1

Валовой внутренний продукт отдельных стран мира, в млн. долл. США

Страна/ Год            
Австралия 983998,04 1050361,31 1008728,19 1283351,67 1515467,53 1564565,96
Бразилия 1366853,76 1653538,07 1620165,23 2143035,26 2476651,20 2253727,77
Канада 1424066,83 1502678,44 1337576,99 1577040,08 1736868,81 1773288,08
Китай 3494351,16 4531830,98 5069470,19 5951462,17 7203783,71 8094361,85
Франция 2588365,87 2838376,32 2625240,46 2571225,35 2781434,61 2610778,69
Германия 3323809,69 3623687,77 3298634,30 3306028,33 3604060,70 3391479,58
Индия 1206110,39 1294113,18 1334018,46 1678296,69 1897607,71 1857546,53
Россия 1299703,46 1660848,06 1222645,89 1487515,61 1857769,89 1977996,01
ЮАР 286171,83 273870,09 283012,42 363523,20 408236,75 390282,10

Таблица 2

Экспорт отдельных стран мира, в млн. долл. США

Страна/ Год            
Австралия 142421,00 189057,00 154577,13 213595,15 271514,92 258302,46
Бразилия 160649,00 197942,00 153000,00 202000,00 256000,00 243000,00
Канада 432083,00 461651,00 324435,66 392894,88 462596,37 462695,58
Китай 1220060,00 1434700,00 1200000,00 1580000,00 1900000,00 2060000,00
Франция 547469,47 601729,96 481759,22 519188,92 589468,34 562081,82
Германия 1351435,32 1493368,00 1165520,81 1330375,01 1566550,59 1507528,28
Индия 153784,00 198598,00 168220,05 225930,00 299034,00 290707,57
Россия 354401,00 471603,00 305111,29 402470,88 524146,95 536732,35
ЮАР 76435,30 86118,00 66542,20 85700,00 103000,00 93480,47

Ответ:

             
экспортная квота 11,75 11,97 9,44 9,43 10,34 10,78

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: