Экзаменационный билет №19

1. Особенности платежного баланса развитых и развивающихся стран. Воздействие платежного баланса на экономику страны и основные методы его регулирования.

Платежные балансы развивающихся стран составляются, как правило, по стандартной схеме МВФ, предполагающей унификацию разнообразных операций страны в международных платежных отношениях и их разбивку по определенным разделам и статьям.

В разделе «Баланс текущих операций» важное место занимает статья «Торговый баланс», дающая представление об изменениях в экспорте и импорте товаров за анализируемый период. Однако приводимые в платежных балансах развивающихся стран сведения об экспорте и импорте в значительной мере искажаются недостоверностью первичных статистических данных. Например, все легальные внешнеторговые операции фиксируются достаточно точно при пересечении товарами таможни. Затем валютные власти страны вносят необходимые поправки, чтобы приспособить таможенную статистику к требованиям платежного баланса, а именно пересчитывают импорт сиф в импорт фоб (т. е. отделяют расходы на фрахт и страхование от прямых затрат на покупку товаров), учитывают импорт по ценам, из которых исключены пошлины, из валютной статистики вычитают стоимость товаров, полученных в рамках помощи, и т. д. Кроме того, во многих странах значительная часть внешней торговли осуществляется контрабандным путем и не учитывается в их таможенной и валютной статистике.

В целом большинство развивающихся стран сводит внешнеторговые операции с отрицательным сальдо, что является одной из главных причин общей несбалансированности их международных платежей.

«Невидимые» операции объединяют различные по форме и экономическому содержанию статьи. Так, транспортные операции включают фрахт, перевозки железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом, а также связанные с эксплуатацией трубопроводов. Подавляющая часть внешнеторговых грузов развивающихся стран перевозится судами и по тарифам западных линейных компаний (конференций). Эти тарифы нередко являются дискриминационными. Развивающиеся страны, на долю которых приходится более 50% погруженных и около 20% разгруженных грузов в мировой морской торговле, владеют менее 15% тоннажа торгового флота мира. По мере роста объема грузооборота платежи за фрахт довольно тяжелым бременем ложатся на платежные балансы и в настоящее время приблизительно в три раза превышают их фрахтовые доходы, составляя около 30% общей суммы платежей по «невидимым» операциям. Даже у тех стран, которые располагают собственным флотом (Египет, Индия, ОАЭ, Иран и др.), расходы на фрахт иностранного тоннажа достигают до 30—35% дефицита платежного баланса. Это положение крайне обостряется в периоды военных конфликтов и политической напряженности.

Значительным источником поступления иностранной валюты в ряде развивающихся стран является туризм. На их долю приходится около 1/5 доходов от мирового туризма. Большие доходы по этой статье характерны для стран с особой экзотикой (Кения, Индия, Уганда, Египет, Непал, Саудовская Аравия, Филиппины, Бермуды, Багамские острова и др.). Развитию туризма мешают географическая удаленность многих развивающихся стран, недостаточная подготовленность их туристских объектов, частые политические и военные конфликты, случаи терроризма.

Рассматривая статью «Страхование», необходимо иметь в виду, что без него практически не обходится ни одна внешнеторговая сделка. Платежи развивающихся стран по страхованию превышают 4 млрд долл. в год, что ухудшает состояние их платежных балансов. Эта цифра приблизительна, так как официальных обобщающих данных о платежах по международному страхованию и перестрахованию не имеется.

В текущие операции включается статья «Переводы», или «Трансферты», которые подразделяются на частные и правительственные. Статья «Частные переводы» значительна в таких странах, как Турция, Алжир, Пакистан, Бразилия, Марокко, Южная Корея, Филиппины, Индия, имеющих за рубежом многочисленный отряд национальных рабочих. Денежные переводы на родину заработной платы рабочих и специалистов этих стран, работающих за границей, образуют значительный приток инвалюты (около 20 млрд долл. в год). Статья «Правительственные переводы» также важна для многих развивающихся стран. Основные операции здесь составляют содержание дипломатического аппарата за границей и субсидии, т. е. безвозмездная помощь, отражаемая в текущих операциях платежного баланса, в противоположность помощи в виде займов, которая проходит в балансе движения капиталов. Указанные субсидии в известной мере снижают дефицит по остальным статьям текущего баланса. Безвозмездная помощь, которая представляет собой, как правило, движение товаров, отражается в импорте развивающихся государств.

Для некоторых освободившихся стран определенное значение имеет статья «Услуги». В нее включаются доходы от содержания на их территории иностранных баз и войск, главным образом США, Великобритании и Франции. Наличие иностранных вооруженных сил характерно для Кипра, Таиланда, Турции, Бахрейна, Южной Кореи, Сомали и других, где поступления по этой статье достигают нескольких десятков миллионов долларов в год. В статье «Услуги» отражаются также операции по научно-техническому обмену, т. е. платежи и поступления по использованию лицензий и патентов, технической помощи, передаче технического и управленческого опыта (ноу-хау). Для большинства развивающихся государств характерно отрицательное сальдо по указанным операциям, так как эти страны в силу отставания своих НИОКР закупают за границей большое количество лицензий и патентов и практически ничего не продают за рубеж. Эту статью, ввиду ее важности в условиях научно-технического прогресса, часто называют «технологическим балансом» страны.

Одной из важнейших статей «невидимых» операций является «Перевод прибылей на иностранный капитал». Выплата процентов и дивидендов (вместе с основным долгом) по привлеченным инвестициям и кредитам (более 150 млрд долл. в год) обременяет платежные балансы развивающихся стран. Однако ряд из них, к которым относятся нефтедобывающие страны Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ), благодаря крупным капиталам, размещенным за границей, имеет по этой статье положительное сальдо. Сальдо по балансу «невидимых» операций играет большую роль в формировании конечного результата платежного баланса.

Дефицит по этим операциям развивающихся стран в середине 90-х превышал 40 млрд долл. в год.

В статьях баланса движения капиталов и кредитов развивающихся и развитых стран нет принципиальных различий с точки зрения их структуры. Движение капиталов подразделяется на движение частных, банковских и официальных капиталов. К последним относятся межгосударственные кредиты, займы международных валютно-кредитных и финансовых организаций, за исключением кредитов МВФ, которые отражаются в статье официальных ликвидных резервов. В 1995 г. общий приток долгосрочных ресурсов в развивающиеся страны составил 205 млрд долл., в том числе по государственным каналам 55 млрд и по частным — 150 млрд долл. Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в этих странах оценивалась в 620 млрд долл.

Импорт предпринимательского и ссудного капитала оказывает сложное и противоречивое воздействие на платежный баланс развивающейся страны. Следует различать первичные и вторичные факторы влияния текущих инвестиционных операций. На начальной стадии импорт капитала имеет тенденцию улучшать платежный баланс страны-импортера. Это первичное влияние в последующем может закрепляться вторичным ростом экспорта товаров, производимых на предприятиях, принадлежащих заграничным инвесторам. Вторичный эффект заключается в том, что через некоторое время платежный баланс развивающейся страны начинает испытывать воздействие тенденций, ухудшающих его состояние. Во-первых, импорт капитала в производительной форме стимулирует поступление в развивающуюся страну оборудования, сырья и материалов для нового промышленного строительства, т. е. растет импорт. Во-вторых, страна вынуждена расходовать валюту для оплаты лицензий, патентов и других услуг, связанных с импортом иностранного капитала. Далее, по мере роста масштабов привлеченного иностранного капитала страна вынуждена увеличить отчисления за рубеж доходов от использования этого капитала. Наконец, из многих развивающихся государств в условиях неустойчивого политического климата значительно увеличивается репатриация (возврат) ранее вложенных иностранных капиталов в развитые страны.

Как правило, положительное влияние на платежный баланс развивающейся страны наблюдается в основном в начальном периоде, когда была произведена первоначальная операция по привлечению капитала. Но со следующего года ее платежные позиции начинают ухудшаться, причем в нарастающей степени, и по истечении короткого времени страна будет ежегодно терпеть чистый ущерб от привлечения иностранных инвестиций. Лишь немногим развивающимся государствам (новые индустриальные страны и территории Дальнего Востока) удалось перекрыть отрицательные последствия платежей по рассматриваемой статье высокой эффективностью использования иностранного капитала внутри страны и форсированием экспорта товаров. Из сказанного можно сделать выводы:

1) общий эффект воздействия импорта капитала на платежный баланс развивающейся страны колеблется в зависимости от темпов увеличения иностранных инвестиций, нормы прибыли на капитал и соотношения между прибылью, переводимой за границу и оставляемой в стране;

2) когда темп роста прибыли, переводимой за границу, превышает прирост новых иностранных капиталовложений, платежный баланс неизбежно на определенном отрезке времени испытывает кумулятивный отрицательный эффект;

3) наступление этого эффекта будет тем скорее, чем хуже для страны будет складываться соотношение между притоком нового капитала и доходами, переводимыми за границу;

4) и наоборот, более быстрый приток капитала по сравнению с темпом роста нормы прибыли и отчисляемых за рубеж доходов смягчает отрицательное влияние на платежный баланс притока иностранного капитала.

Приток иностранных инвестиций, несомненно, ускорил промышленное развитие принимающих стран и общую модернизацию их экономики. Вместе с тем привлечение иностранного частного капитала в целом не привело к решению проблем, стоящих перед развивающимися государствами. Более того, некоторые из них обострились. Усилилась неравномерность развития, поскольку инвестиции направлялись в первую очередь в те страны, в которых имеются перспективы их прибыльного размещения. Лишь в небольших размерах они поступали в наиболее отсталые и наиболее нуждающиеся в них государства.

Ряд развивающихся стран с конца 70-х годов приступил к экспорту собственного капитала. Его ежегодный объем в середине 90-х годов оценивался в 30—35 млрд долл. В эту группу входят прежде всего нефтедобывающие страны, а также Южная Корея, Малайзия, Бразилия, Мексика, Индия и др.

Анализируя статью «Кредиты и займы», необходимо иметь в виду, что получение кредитов и даров из-за границы на обычные цели не рассматривается в качестве показателя дефицитности платежного баланса. Во-первых, для большинства развивающихся стран кредиты и займы носят регулярный характер; во-вторых, кредиты, как правило, выдаются под определенные проекты. Показателем валютно-финансового неблагополучия являются значительные финансовые кредиты и займы, среди них — новые поступления для погашения старых долгов (рефинансирование). Доля кредитов на рефинансирование в общей сумме привлеченных финансовых средств является важным показателем валютного положения страны.

Главная цель анализа баланса движения капиталов заключается в определении источников покрытия дефицита текущих операций платежного баланса, а также направлений использования суммы активного сальдо. Если баланс текущих сделок сводится с пассивом, то по балансу движения капиталов необходимо получить актив для уравновешивания платежного баланса прежде всего за счет статьи «Движение краткосрочного капитала».

Исходя из изложенного, можно подсчитать общее сальдо платежного баланса развивающейся страны, которое по стандартной схеме МВФ формально не требуется указывать. Оно равно совокупному сальдо по текущим операциям, балансу движения капиталов и по статье «Ошибки и пропуски». Другими словами, общее сальдо платежного баланса включает валютные и безвалютные операции, а также балансирующие статьи, т.е. разнородные элементы. Это делает показатель общего сальдо платежного баланса довольно искусственным и снижает его ценность при соответствующем анализе. Поэтому наряду с этим показателем необходимо одновременно иметь в виду сальдо баланса текущих операций, которое дает более достоверную картину международных расчетов развивающейся страны.

Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:

 платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Нестабильность баланса оказывает влияние на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х годов;

 после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;

 в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

 государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

 возрастание доли национального дохода (до 40-50%), перераспределяемого через государственный бюджет;

 непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

 регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономичсского положения и состояния международных расчетов страны.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

 ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

 прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

 содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

 расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;

 регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов, осуществляемых иностранными рабочими;

 регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии но инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью финансовые, кредитные, валютные и другие методы, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

2. Основные формы интеграции (типы интеграционных соглашений).

Международная экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. На сегодня в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, охватывающих основные регионы и континенты земного шара.

Цели интеграции: использование преимуществ экономик масштаба (рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу), создание благоприятной внешнеполитической среды, решение задач торговой политики, поддержка молодых отраслей

Исторически интеграция эволюционирует через несколько ступеней, каждая из которых свид-вует о степени ее зрелости:

1. преференциальные торговые соглашения - страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам.

2. ЗСТ - полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении нац таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

3. ТС - согласованную отмену странами национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

4. Общий рынок - интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только Т и У, но и факторов производства - капитала и рабочей силы.

5. Эконом союз - наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения Т и факторов пр-ва - координация макроэк политики и унификация законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной.

6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгос органов управления, ликвидация государственных границ).

Подробнее:

Интеграционный процесс обычно предваряется преференциальными торговыми соглашениями, которые заключаются на двусторонней основе, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. Данное соглашение является подготовительным этапом интеграционного процесса, в соответствии с которым, страны предоставляют друг другу более благоприятный торговый режим, чем третьим странам. Объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.

Зона свободной торговли (Free trade area) - тип, при котором отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов с/хо. ЗСТ может координироваться небольшим межгос секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение Т, пересекающие их гос границы.

Таможенный союз – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли. ОТМЕНЯЮТСЯ: таможенные пошлины. Создается единая таможенная территория, единый таможенный тариф. СОЗДАЮТСЯ наднациональные органы.

Общий рынок – тип международной экономической интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы товара, услуг, факторов производства. Перерастание таможенного союза в общий рынок обуславливается как экономическими, так и политическими факторами, особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. Примеры: Европейская экономическая зона, объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн; ЕАСТ – Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн, Евразэс в 2015 году)

Экономический союз более высокая ступень интеграции, когда в дополнение к тому, что мы имеем в рамках общего рынка, происходит согласование, координация экономической политики стран-участниц путём периодических встреч, совещаний глав государств и правительств, руководителей различных министерств (финансов, промышленности, сельского хозяйства), а также директоров, представителей центральных банков и других экономических структур.

Экономический союз характеризуется следующими признаками:

1.Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран (см. Таможенный союз).

2.Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы (см. Общий рынок).

3.Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.

Следствием экономического и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и так далее.

Валютный союз - формальное межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют во внутренних расчетах, о создании межнациональных или наднациональных эмиссинных центров (еврозона, зона восточно-карибского $), о возможности официального, с согласия страны-эмитента, использования чужой валюты в денежном обращении своей страны. Валютными союзами не являются случаи законодательного разрешения или неформальной практики использования иностранных валют во внутреннем денежном обращении или для проведения ограниченного круга кредитно-денежных операций.

Политико-экономический союз. Речь идёт о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.

Здесь появляется необходимость и постепенно формируется новый многонациональный субъект международных экономических и политических отношений. На данном этапе происходит превращение интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, в том числе превращением наднациональных органов управления в центральные органы управления с ещё большими полномочиями и властью.

3. Рассчитайте на основе приведенных ниже данных:

а) торговый баланс;

б) баланс текущих операций;

в) баланс движения капитала;

г) сальдо официальных расчетов.

Товарный экспорт +80

Товарный импорт –60

Экспорт услуг +30

Импорт услуг –20

Чистые доходы от инвестиций –10

Чистые текущие трансферты +20

Приток капитала +20

Отток капитала –80

Официальные резервы +20

Ответ:

а) торговый баланс: + 20 = 80 – 60;

б) баланс текущих операций: + 40 = 80 – 60 + 30 – 20 – 10 + 20;

в) баланс движения капитала: – 60 = 20 – 80;

г) сальдо официальных расчетов: – 20 = 40 + 20 – 80.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: