Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III—VIII вв. в ряде государств Востока и V—XI вв. — в странах Европы.
На этом этапе утвердилась точка зрения, по которой труд должен быть единственным источником средств существования в соответствии с библейским принципом: "В поте лица твоего ешь хлеб твой".
Наиболее значимые представители средневековой экономической мысли: на Востоке- Ибн Хальдун, а в Европе — лидер так называемой поздней школы канонизма Фома Аквинский.
Ибн-Халдун (1332-1406)- арабский историк и философ.
Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала к:
а) осознанному отношению к труду;
б) борьбе с расточительством и жадностью;
в) пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, мыслитель указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.
Итальянский епископ средневековья Фома Аквинский (Аквинат) (1225—1274) — автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви «Сумма богословия». Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся, прежде всего, на труды Аристотеля.
"Справедливой ценой" Фома считал:
- цену, которая сообразна издержкам;
- цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
(Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой — церковнослужителю, третий — феодалу.) В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка в случае возможных утрат их.
Ф. Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, на государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента — компенсация за риск потери денежной ссуды.
Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он — сторонник частной собственности, ее умножения и защиты
В своем основном произведении "Сумма теологии" Фома дает оценку товарно-денежным отношениям.
Ключевые догмы Фомы (являются характерными для позднего средневековья):
1. деньги не могут порождать деньги;
2. необходимо сословное деление общества;
3. богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
4. признание необходимости частной собственности.