Этап уяснения знаний

Под уяснением понимают порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий и систем понятий. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле). Понимание – способность объяснить взаимосвязи между понятиями предметной области, объяснить их свойства, уметь воспроизвести (пересказать) систему понятий, соотнести абстрактные знания с конкретными объектами, переформулировать фактические знания – перевести из вербального представления в формулу или график и наоборот (манипулирование знаниями), отвечая на вопросы типа: почему? откуда следует?

Начальное уяснение проявляется в том, что обучаемый знает, но не помнит, поэтому он должен опираться на источник знаний: текст, конспект, схему, справочник. Имея такую опору, обучаемый может пересказать (воспроизвести) знания, прокомментировать их, ответить на вопросы. Но это осуществляется только при наличии опоры. При полном уяснении могут быть достигнуты все содержательные параметры знаний: правильность, полнота, глубина, абстрактность и конкретность, обобщенность и дифференцированность, системность и гибкость, однако знания еще не могут применяться.

Контролируя результат уяснения знаний, надо дать возможность обучаемым пользоваться любыми источниками (учебниками, справочниками, конспектами, схемами, математическими таблицами, словарями), не слишком ограничивая их во времени.

Завершающая операция осмысления знаний – выделение главного и обобщение. В науке главное – причина явления (внешняя сила или глубокое теоретическое объяснение, т.е. закономерность или закон), на практике – принцип действия или общее правило (например, принцип работы асинхронного электродвигателя, правило перевода на английский язык фразы по стандартному порядку слов и глаголу в личной форме).

Обобщение – представление знаний в компактной и легкообозримой форме, например, в форме резюме, таблицы или схемы. Конечно, при этом теряются детали, но более наглядно выступает система.

Результатом этапа уяснения знаний является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и воспроизводить полученные знания. Достигается первый уровень усвоения – уровень воспроизведения.

Исследования психологов показали, что теоретические знания быстро забываются (закон Эббингауза, «сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон»), умения – сохраняются на годы, а приобретенные навыки остаются навсегда («мастерство не ржавеет»). Поэтому для получения прочных знаний необходимы следующие этапы познавательной деятельности – отработка умений и навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: