Задача ориентировочной фазы познавательной деятельности заключается в ориентировке обучаемого, то есть в формировании у него представлений о целях, планах и средствах реализации формируемой деятельности. На этом этапе у обучаемого должна быть создана так называемая ориентировочная основа деятельности (ООД).
Формируется система ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения осваиваемого действия с требуемыми качествами и в заданном диапазоне. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
Осмысливая вводную часть содержания, обучаемый (и это естественно для человека) стремится понять, что его ждет. Он вспоминает, что ему известно по данной теме, сталкивался ли он с ней раньше; он оценивает, большая она или небольшая по объему, простая или сложная, но главное – обучаемый логическим путем пытается предвосхитить разделение темы на части, а может быть, и угадать их наполнение.
Усвоение на этом этапе контролируется (как и на всех других этапах) с помощью специальных тестов.
Хорошая ориентировка является мощной мотивацией учения, так как становиться ясно что, для чего и как делать.